
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1031 БРА богословская БРА 1032 были въ употребленш у христтнъ п хритансше обряды занесены быливъ составъ чиноиоследовашя, выборъ же между ними сд'Ьланъ съ точки зр'Ьн1я расиространенности и соответств!я хри-ст1анской идее брака. Что касается въ частности до обмена кольцами и укра-шешя брачущихся венцами, то смыслъ этихъ обрядовъ оиределительно выясняется въ молитвослов!яхъ обручешя и венчашя. «П#рстнемъ дадеся власть 1осифу въ Египте, перетнемъ просла-славися Даншлъ въ стране вавилоп-стей, перетнемъ явися истина Вамары, перетнемъ Отецъ нашъ небесный щедръ бысть на Сына Своего: дадите бо, глагол етъ, перстень на десницу его, и заклавше тельца упитаннаго, ядше возвеселимся»... Словомъ перстень есть символъ силы, власти и права на ува-жеше. Кольца носили женщины и еврей-скаго и класснческаго Mipa. Въ хри-ст1анскомъ браке кольцо получило символическое значеше не въ смысле только видимаго доказательства брач-иаго состоян!я, а въ смысле усвоешя получавшей кольцо особыхъ правъ. Св. Климентъ алексапдршсшй во II гл. Педагога говоритъ: мужчина долженъ дать женщипе золотое кольцо не для внешняго ея украшетя. но для того, чтобы этимъ нодаркомъ положить печать на хозяйство, которое съ техъ поръ переходить въ ея расцоряжеше и поручается ея заботамъ. Древше римляне носили обручальное кольцо не безъимяиномъ пальце левой руки, который и назывался у нихъ annualis digitus. Взаимный обменъ кольцами, очевидно, знаменуетъ взаимообмепъ правъ, а форма колецъ говоритъ о сочетанш на вечность. Веиецъ есть символъ торжества и велич!я, о чемъ и гово- РЯ'ГЬ ПрЯМО ЦерКОИНЫЯ МОЛИТВОСЛОВ1Я венчашя. Употреблеше венцовъ' при бракахъ хриспанъ удостоверено для IV* в.; а ранее того самое положеше христианской церкви не открывало по-водовъ къ открытому торжеству и вели 4I ю Это же обстоятельство показываете, что венцы въ иашъ чинъ заимствованы не изъ еврейскаго брака, такъ какъ со времепъ Becnaciana евреи оставили употребление венковъ при бракахъ, а изъ народныхъ обычаевъ классическаго Mipa, где венки имели самое широкое применеше. Въ дре-внемъ чине венчашя встречается тропарь св. Константину и Елене: креста Твоего образъ на небе си видёвъ.. быть можетъ на томъ основанш, что съ поиятхемъ о брачныхъ венцахъ соединяется понятие о царскомъ достоинстве, а Константинъ былъ первымъ христчанскимъ царемъ, открывшимъ истинное велшле христнской церкви въ MIpe. Впрочемъ, если преемственной зависимости отъ еврейекпхъ веп-ковъ нашего употребления венцовъ и нельзя устанавливать, то молитвосло В1Я брачнаго чина все-таки находятъ возможпымъ образцы семейнаг» вели-Ч1Я указывать и въ священной исто-pin евреевъ. Св. 1оаннъ Златоустъ, говоря о брачномъ венке, какъ явле-нш обычномъ у христ1анъ его времени, считает!) его символомъ победы человека надъ своими страстями. Что касается матер1ала венцовъ, то въ древности это были венки изъ цветовъ II растеши, какъ это принято въ греческой церкви и теперь. Въ северныхъ же странахъ по климатическимъ усло-В1ямъ вошли постепенно въ употребле-Hie венцы деревянные и потомъ ме-талличемие. Форма ихъ есть форма царской короны и менялась по связи съ ncTopieio этой последней. Совершитель брака. Первое услов1е действительности брака, по самому существу его, есть обоюдное соглаЫе вступающихъ въ бракъ сторонъ (consensus nuptias facit Dig. L. 17, 30, XXXY, 1, 15). Это требоваше считается даже не услов1емъ, а творческою причиною брака (causa efficiens), необходимою формою его заключения, какъ сказано въ 50 гл. Кормчей: «форма или образъ совершешя брака есть словеса совокупляющихся, изволеше ихъ внутреннее, (предъ 1ереемъ извещающая)» При наличности указанной, производящей бракъ причины открывается два ряда дальнейшихъ действШ: одинъ рядъ долженъ установить юридическую состоятельность брака, другой церковную. Ежели религиозный элементъ брака не признается въ томъ