
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1013 БРА энциклопедия. БРА 1014 русскихъ полемистовъ противъ лати-нянъ послужило послаше Константинополь екаго naTpiapxa Михаила Керулла-pia къ anTioxiiicKOiiy naTpiapxy Петру (1054 г.); а въ немъ есть уже обвине-??? латншшъ за то, что они «острп-заютъ брады». Отсюда обвинеше лати-нянъ за брадобритю находимъ и у игумена шево-печерскаго монастыря ???-Д0С1Я въ его «Слове о вере хритан-ской и латинской»,—и у мевскаго митрополита Теория въ его «Стязаши съ латиною», а позднее—и у шевскаго митрополита Никифора. По нашей летописи, искажение христганскои истинной веры у латинянъ началось со времени папы Петра Гугниваго; сказан io объ этомъ «папе» было и вообще очень распространено въ нашей старинной письменности; а въ немъ говорится, что Петръ Гугнивый ввелъ и брадо-брипе. Питаясь этою литературою и ея извест1ями о происхождении брадо-брипя, русский человекъ, по мере того, какъ росла его исконная ненависть къ латинству вообще, возненавнделъ и брадобриате, какъ дело неправославное, какъ еретическую выдумку на со-блазнъ и растлеше добрыхъ нравовъ. При этомъ борода естественно стала признакомъ отчуждешя отъ латинства, характернымъ отличтемъ всякаго православнаго. А такъ какъ жизнь непрерывно давала поводы къ столкновешю съ латинствомъ, или на почве релипозной, или на почве политической и общественной, то и латинское брадо-бри'пе вспоминалось русскими все чаще и чаще, конечно для того, чтобы сильнее питали къ нему отвращете, особенно если увлечете брадобршпемъ, каковое всетаки бывало въ среде русскихъ, возникало не по одобритель-нымъ побуждешямъ. Приведемъ несколько енравокъ объ отношеши русскихъ къ бороде и брадобритш. При великомъ князе Ярославе за ввернутый клокъ бороды взимался штрафъ съ виновнаго въ государственную казну 12 гривенъ, тогда какъ за отрубаете пальца виновный штрафовался только тремя гривнами. Въ XV в?кЬ вотъ что говорится въ защиту бороды: «если немчиненъ у новгородца выдеретъ бороду и по суду л въ справке окажется вииовнымъ, то отсечь ему руку за бороду». Уже въ XV веке русская земля заметно помутилась , иностранными обычаями. Въ XVI веке чужеземныя нововведетя хлынули на Русь такъ сильно, что'захватили даже и русскую бороду, которую столь лелеяли наши икононисныя предашя л ненависть къ латинству. Бритье бороды, дошедшее даже до особы госу^ даря, разомъ нарушало и православны я предашя н народный обычай. И вотъ на защиту бороды возстаетъ Стоглавый соборъ. Отцы собора определили: «Священная правила православ-нымъ крестьяномъ всемъ возбраняютъ не брити брадъ и усовъ не постри-гати; таковая бо пшшь православтгхъ, но латинская и еретическая предашя греческаго царя Костянтина Ковалина; и о семъ апостольская и отеческая правила вельмн запрещаютъ и отрицаюсь: правило святыхъ апостовъ сице глаголетъ: аще· кто браду бреетъ и преставится тако, не достоитъ надъ нимъ. служити, ни сорокоуст!я по немъ пет и, ни просвиры, НИ свещи по немъ въ церковь принести, съ невер-пымъ да причтется, отъ еретикъ бо се навыкоша. О томъ же правило 11-е шестаго собора иже въ Трулле Полат-немъ о остризанш брадъ: что же о пострижены брады не писано ли въ законе: не постризайте брадъ вашихъ, се бо женамъ лепо, мужемъ не подобно, создавый Богъ судилъ есть Моисеови рече: постризало да не взыдетъ на браду вашу. Вы лее се творящи чело-вгьческаго ради угожденгя, противящеся закономъ, ненавидимы отъ Бога будете, создавшаго насъ по образу своему, аще убо хощете Богу угодити, отступите отъ зла» Предубеждение русскихъ противъ брадобритхя, какъ латинскаго злаго обычая, достигло самой высшей степени въ такъ называемое смутное время Россш. Тогда латиняне предъ глазами русскихъ оскорбляли все, что доселе pyccKie привыкли считать неприкосновенны мъ и святымъ,—смеялись надъ верою, жизнью и нравами русскихъ. Естественно, что и озлобление русскихъ противъ латинства до-