
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
169 ??? ЭНЦПКЛ0ПЕД1Я. ??? 170 Шсней, Еванг. Матвея и Луки, 1-е поел, къ Кориноянамъ. 5) Изъ сочиненш нравоучительная характера более известны: «’???????? ???? ??????????» (ок. 355 Г.). Въ ЭТОМЪ посланш Аеанасш убеждаешь Драконил не отказываться отъ еписконскаго сана, угрожая · судомъ Божшмъ. Въ сочиненш «?~?????? ???? ????? ???????-??» АеанасШ преподаетъ разныя наставления относительно монашеской жизни. Сохранялись еще н-Ькоторыя посла-н1я (монахамъ 1оанну и Антшху) общаго характера. 6) Къ особенному роду посланш ДОЛЖНЫ быть отнесены «????????? ?????-??????», т. е. пасхальныя послатя, которыми александрШскш ¦ епископъ опов'Ьщалъ, по давнему обычаю, осталь-ныя церкви о времени праздновав1я Пасхи, причемъ эти оповЗицешя сопровождались какими-либо наставле-шями касательно веры и жизни христианской. Великое значете литературной деятельности св. Аеанас1Я очевидно и при краткомъ обзоре его творенш. Bef» его соображешя и доводы проникнуты одной великой идеей воплоще-Н1я Бога въ Лице 1исуса Христа и совершенная Имъ искуплешя людей. Эта идея у пего всюду;. она—начальный пунктъ и конечная цель его научныхъ изсл'Ьдоватй. И какъ богооткровенная истина—она не страшится никакихъ притязашй лжи, являясь не-беенымъ св4томъ, который. не только самъ горитъ, не угасая, но оогЬщаетъ обличительно самую тьму, силящуюся объять его. Подъ мудрыэгь перомъ великая святителя эта возвышенная п непостижимая истина приближается, такъ сказать, къ слабымъ пошшямъ челов’Ьческямъ, и то, во что прежде только веровали, теперь припимаютъ съ отчетливымъ и нолиымъ убежде-шемъ. Хотя вера стоить у св. Аоана-с1я выше всего и всего важнее, но, по его убежденно, между истинами веры, данными въ Откровенш, и результатами собственныхъ изслЪдовапш ума человеческая существуетъ единство: Bfcpa не противоречить знашю. а равно и знаше не можетъ противоречить вере. Вотъ главная причина, почему св. Аеанасш настаиваетъ на тожестве философская поня'пя о Логосе съ откровеннымъ понят1емъ о Христе. Содержате первая соста-вляетъ результатъ человеческаго умо-зретя, содержате последняя дано въ откровенш, а въ соединенш того и другого заключается связь умозрен1Я съ Откровешемъ, философш съ бого-слов!емъ, хотя первыя всегда подчинены вторымъ. Благодаря своей методе, св. Аеанасш всякую частную истину христаан-ства разематриваетъ въ связи съ це~ лымь и подводить подъ общш составь всего христ. вероучешя. Это качество его, вместе съ изощренной д1алектикой, громадной эрудищей и съ вырабо-таннымъ самосознашемъ хриспанина и даетъ несокрушимую силу разеу-ждешямъ св. Аеанашя. Въ жестокой борьбе съ ересями св. Аеанасш одержалъ решительную победу, разоблачивъ ихъ, и разбивъ все софистичесте щнемы. Не оставляя вне ? связи съ целымъ составомъ хриспан-ства ни одного догмата его вероуче-? П1Я, АоанасШ проникалъ въ сущность его до крайней доступной глубины. Въ области дгалектики АеанасШ по-казалъ, что церковное учете не имеетъ въ себе ннкакихъ противоречш, а не-постижимыя по своей глубине тайны его надо относить на счетъ общей ограниченности человеческая ума. Св. Aoanacia умелъ ниспровергнуть Д1алек-тпку apianb превосходной аргументацией, замечательной по проницательности и силе. Тамъ же, где споръ можно было сводить въ область Божественная Писан1я и Предашя, тамъ онъ еще легче вырывалъ победу у оретпковъ, лпшалъ ихъ всякой опоры и окружаль церковное ученее со всехъ сторонъ твердымъ оплотомъ авторитета Библш, ибо онъ былъ неподражаемый знатокъ ея среди своихъ современни-ковъ. То же самое должно сказать и о познашяхъ его въ области Предатя. Наконецъ, съ блестящимъ успехомъ св. Аеанасш опровергадъ еретичесмя за-бдуждешя и сь точки зрешя хрнстн-