
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
167 ??? Eorocj Съ этого времени св. Аеанасш управлялъ своей паствой спокойно до самой кончины, последовавшей 2 мая 373 года. Своею смертш Аеанасш вызвалъ великую скорбь среди своей паствы, потерявшей въ немъ попечительнейшаго отца, но онъ далъ своимъ высоким'!, служешемъ образецъ архипастырской деятельности и борьбы за веру, и оставилъ идеалъ дух. пастыря-писателя. Сила и привлекательность его сочине-нш таковы, что преп. Козьма совету етъ, найдя любую изъ книгъ св. Аеанас1я, «если нетъ бумаги для списания ея, записать ее хотя бы на одежде». 1оаннъ Дамаскинъ называетъ его «краеугольнымъ камнемъ Церквл Бож1ей», а Григорш Наз1анзинъ— «окомъ вселенной». Все его многочисленныя сочинешя можно разделить на 6 группъ. 1) Апологетич сочинешя: «????? ???’ ???????» и «????? ???? ??? ????-????????? ??? ?????», написанныя около 319 года. Въ первонъ изъ этихъ сочинешй св. Аеанасш доказываетъ, что вера во Христа Спасителя не лишена разумнаго основанья и приште ея есть действительное познаше истины. Второе же сочинеше представляетъ собою основательное раскрыие той истины, что воплощеше Христа Спасителя было необходимо и достойно Бога. 2) Догматико-полемичесшя сочине-н1я: «????? ???????? ???’ ????????», «????????? ???????? ???? ?????????», «???? ????>???? ??? ?????? ???? ????? ??????? ???? ????????????». Слова св. Аеанас1я противъ ар1анъ относятся къ 338—9 г. и имели, по заяв-лешю автора, ту цель, чтобы люди далеше отъ ар1анства еще более избегали его, а обольщенные опомнились. Представляя собою первый опытъ по-дроб!наго разбора техъ основанШ, на которыя опиралось ар1анство, «слова», по мнешю Фойл, являются бдестя-щимъ победнымъ трофеемъ надъ всякой ересыо. «Письма къ Серашону» написаны Аоанаиемъ между 356—362 годами; содержашемъ ихъ служить-обличеше техъ, которые, признавая овская ??? 168 Божество Хисуса Христа, нечестиво мыслили о Св. Духе, относя Его къ числу служебныхъ духовъ, т. е. это были предшественники македошанства. Две книги противъ аполлинар1анъ съ вероятностью можно относить къ 372 г. Въ нихъ АеанасШ защищаетъ учеше о двойстве естествъ въ 1исусе Христе, объ ^постасномъ ихъ единеши, о принятш Сиасителемъ истиннаго чело-веческаго тела. Къ этому же разряду ОТНОСЯТСЯ: «????? ?????? ???? ???????» И «??????? ???????». Въ нервОМЪ ИЗЪ нихъ разъясняется сущность прав, веры, а второе представляетъ собою сокращение перваго. 3) Догматико-историчесшя сочинешя: «’???????????? ???’ ’????????», написав-ное около 348 года и содержащее исторш обсуждешя различными соборами дела св. Аеанасгя. «?-??????? ???? ??? ??????? ???????????» написана въ 358 г. съ целью опровергнуть обвинешя, выставленныя ар1анами противъ Аеанашя. Годомъ ранее написана «???????? ???? ??? ????? ?????»; въ этомъ сочинепш Аеанасш оправдывается отъ наветовъ ар1анъ, упрекав-шихъ его въ малодушш за то, что онъ оставилъ паству, когда она особенно подвергалась бёдствхямъ. Кроме «Посдашя къ Антюхшцамъ» и «Люциферу», къ этому разряду относится «???? ??? ???????? ??? ????? ?????? ??.?? ????????». Жизнь Аптошя написана около 357 г. и содержитъ въ себе апологно монашества, выразителемъ идеаловъ котораго былъ преп. Анто-шй. 4) Труды по истолкованию Св. Ппг сашя. Изъ трудовъ Аеанаия экзегетич. содержашя до насъ дошли только отрывки, главнымъ образомъ—толкование на кн. Псалтирь. Въ нослаши къ Мар-целлину содержатся предварительный сведешя о книге Псалтирь, отчего и самое послаше озаглавливается «??? ??? ????????? ??? ??????». Что касается «толкование на псалмы» (на 146 не.), то принадлежность ихъ св. Аеанаспо сильно оспаривается Тильмономъ вопреки Монфокону, Съ именемъ Аеанамя известны отрывки толкований на кн, 1ова, Песнь