
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
141 АТЕ энциклопедтя АТЛ 142 п значете нравственная самодеятельность въ настоящеыъ. Если нетъ Бога и Божьяго суда, то «станемъ есть и пить, ибо завтра умремъ» (1 Кор. 15, 32; см Ис. 22,13). Единственная цЪль жизни—получить какъ можно больше наслажденш, и все средства хороши, которыя ведутъ къ этой цели. Убшство, воровство, клевета и обманъ также законны н во всякомъ случай более нормальны и естественны, чемъ самопожертвование (въ атеистическомъ катехизисе Шурихта откровенно утверждается эта истина). Говорятъ о томъ, что возможны и действительно суще-ствуютъ нравственные атеисты. Но во 1) атеисты, являвипеся въ исторш, получали наследственный нравственные наклопности отъ отцовъ (не-ате-истовъ) и традиционное (не1атеистиче-ское) воспиташе; во 2) среда, въ которой они жили, никогда не дозволяла имъ действовать во имя ихъ прннци-повъ. Атеисты доселе приносили немного вреда людямъ.Иное бы нронзошло, если бы А. восторжествовалъ въ роде человеческомъ. Исключительный заботы каждая о личномъ благополучш уничтожили бы тогда возможность благо-получ1я общаго. Переставъ думать о Богё и Небе, человечество потеряло бы возможность жить на земле. Ср. Кудрявцева-Платонова, Сочинения. Т. 2, выпускъ 3: Атеизьгь; Впляева, О без-божш и Антихрист^. Т. 1. стр. 1—127: Эрн. Навиля. Отецъ Небесный. С. Глаюлевъ. АТЛАНТИДА — затонувшш материкъ. Платонъ довольно подробно говорит!, въ двухъ изъ свонхъ творешй, въ «Крите·; и въ «Тимее», объ одномъ острове, подъ назвашемъ Атлантида, который, по преданно, полученному изъ Египта, некогда суще-ствовалъ за Геркулесовыми столбами, т. е. въ открытомъ Атлантическом!, океане, и который внезапно исчезъ подъ водой. «Будучи больше Ливш и всей Азш, Атлантида облегчала море-плавателямъ переходъ на друпе острова, и съ этихъ острововъ на весь ле-жащщ насупротивъ материкъ, который примыкаетъ къ этому истинному морю; потому что страна, находящаяся по ту сторону пролива, о которомъ мы говорнмъ, похожа на пристань съ узкимъ входомъ; между темъ какъ эти море и земля, которая окружаетъ его, ноистине и вполне справедливо мо-гутъ быть названы одно—моремъ, а другая—материкомъ» (Тимей). Вопросъ объ Атлантиде близко касается вопроса о происхожденш америкаицевъ, потому что очевидно, что если этотъ островъ существовалъ въ техъ разлгЬ-рахъ, которые ему приписываются, то онъ чрезвычайно облегчалъ сношешя Африки съ «лежащимъ насуиротивъ нея материкомъ», т е. съ Новымъ све-томъ. Тогда лучше еще, чемъ при помощи течетя, направляющаяся отъ африканская берега къ берегамъ Южной Америки, можно было бы объяснить присутствие въ этой стране племенъ, которыя, но своему физическому строенш, по своимъ обычаямъ или ио своей промышленности, напо-минаютъдревнихъ жителей Канарскихъ острововъ и Африки. Было бы, поэтому, интересно удостовериться въ действительности существовашя описываемая Платономъ материка. Что же такое эта Атлаптида? Не есть ли это просто продуктъ вообра-жешя греческая философа? Некоторые критики такъ и думали. Если этотъ материкъ существовалъ, замечаетъ одинъ изъ нихъ, то фауна и флора Стараго и Новаго света не представляли бы такого резкая различ!Я, какъ теперь, растешя и животныя должны бы походить одни на другихъ. Возражешо это имело бы значете, еслн бы земля, теперь затонувшая, простиралась безъ перерыва отъ Африки до Америки; но Платонъ не говоритъ этого. По его мнешю. Атлантида представляла собою островъ, правда весьма обширный, но все-таки дававшШ возможность спосить-ся съ лежащимъ по ту сторону материкомъ лишь чрезъ посредство другихъ острововъ, менее отдаленныхъ. Въ этихъ услов1яхъ легко объяснить себе и разлнч1е фаунъ, такъ какъ достаточно небольшого моря, чтобы остановить расиростраиеше большей части зем-ныхъ животныхъ; но этимъ самымъ объясняется и то, что люди, не будучи даже хорошими мореплавателями*