
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
137 ATE ЭНЦИКЛ0ПЕД1Я. 138 достиакешя, отсюда—релиия). Фогтъ, Бюхнеръ и Молешоттъ въ терминахъ ыоваго естествознашя повторяли учете Гольбаха. Bei они умерли въ течете посл'Ьдняго десятилетия. Теперь въ теоретическомъ отношении преобладаете религюзный скептицизмъ и въ практическомъ—религюзный индиффе-рентизмъ, а не А. Имя атеиста, пожалуй, можно усвоить Эр. Геккелю. РазсмотрЬше ¦ возникновешя п разви-тья А. въ исторш показываешь, что онъ всегда стоялъ въ сильной зависимости отъ нЪкоторыхъ теоретическихъ учеши и отъ некоторыхъ явлешй наличной действительности. Изъ философ-скихъ теорш, содействовавшихъ его развитно, должны быть названы: въ гносеологш—сенсуалистическая теоргя познашя, въ метафизике—матер i ал и-стическая теор1я Mipa. Сенсуалистическая теор1я все наши познашя, а затемъ и всю душевную жизнь объясняешь изъ ощущенШ, которыя вызываются въ нашемъ телесномъ организме движешями матерш. Классическое выражеше эта теория находитъ въ сделанномъ Кондильякомъ сравнены человека съ живой, но неодухотворенной статуей. Воздействия шт.е-шняго Mipa черезъ различные органы чувствъ рождаютъ въ ней ощущешя, наиболее сильное нзъ ощущенш превращается во внпмаше, далее отсюда возникаютъ сравнеше, суждеше, умо-заключешя, страсти, воля. Такъ какъ по этой теорш вне того, что дается матер1ей, нетъ ни предметовъ, ни мыслей, то отъ нея очень легокъ ne-реходъ къ теорш, что и все бьше есть только совокупность наблюдаемыхъ нами матер1альныхъ явлешй. Переходъ этотъ однако не необходимъ. Коидиль-якъ и ранее его Гоббесъ, развивавшш сенсуалистичесше принципы, не были атеистами. Матер1алистическая теор1я, представляя сущностью явлешй види-ыаго Mipa совокупность протяженныхъ и непроницаемыхъ частицъ, разскры-ваетъ, что и душевныя явлешя всегда оказываются (н въ сущности даже мыслятся) результатошъ комбинацш та-кихъ частицъ. Безъ тела нетъ мысли, ьъ здоровомъ теле здоровый духъ; воз- никновеше тела полагаетъ начало ду-шевнымъ явлешямъ, его разрушевге полагаетъ имъ конецъ. Изъ этого есте-ствененъ выводъ, что и душа—функ-щя тела, явлеше матерш. Не все сторонники матер 1алистическаго толкова-шя м!ровыхъ явлешй делали этотъ выводъ (его отрицалъ, наприм., Гассенди), но значительная часть склонялась къ нему. Корень сенсуалистического направлешя въ гносеологш и маггер1алнстическаго въ метафизике доллшо отыскивать далее въ реали-стическомъ направлены знашя Преобладающее изучеше естествознашя, преимущественное нзеледоваше явлешй; физичееккхъ (въ матерш) и физш-логическихъ (въ организмахъ) нредъ изучешемъ другихъ сторонъ действительности (исторш, произведенШ чело-»еческаго гешя—искусства) легко вле-четъ за собою распространено естественнонаучной точки зрешя на все существующее Въ Mipe физическомъ все истолковывается изъ законовъ необходимости, значить—такъ должно быть истолковываемо и все бьте. Въ Mipe физическомъ субстратомъ всехъ явлений служить матергя, следовательно— она есть субстратъ и всего бьгшх. Отсюда всеобнимающш собою выводъ, что кроме этого постоянно наблюдае-маго нами быия нетъ никакого иного. Такъ, къ атеистическимъ выводамъ на-правляютъ мысль научныя изеледова-иш и Teopin, съ другой стороны, къ пимъ же направляютъ человека неко-торыя явлешя жизни. Часто представляющееся несоответств1в между пове-дешемъ человека и его судьбою издавна многихъ—подобно Д1агору—направляло къ А. Вопросъ: «отчего подъ ношей крестной весь въ крови влачится правый, отчего везде безчестный встре-ченъ почестью и славой?» разрешался и разрешается многими чрезъ отрицание существоватпя Провидешя. Лиссабонское землетрясеше, во время кото-раго погибло много невинныхъ людей, подало новодъ въ прошедшемъ столе-тш ко многимъ глумлешямъ надъ уче-шемъ о Промысле. Страдашя праведника/ подобныя темъ, описаше которыхъ мы находимъ въ книге 1ова,