
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
93 ACC энцпклопедш. ACC 94 узнавать волю небесвыхъ духовъ и располагать ихъ къ себ'Ь, нужны астро-шшя'и астролоия; чтобы препо бодать болйзпенныя вл1ятя духовъ земли, нулшы знахарство и медицина. Чтобы распололшть добрыхъ боговъ, нужны угодныя имъ лсертва и молитва; чтобы обезсплить злыхъ, нуженъ заговоръ. Въ общемъ нужна масса знанШ, эти знаюя были монопол i ею л;рецовъ. Суми-ряне и аккадяне создали прочную культуру, когда къ нимъ явились новые народы семитическаго происхождешя и подчинили ихъ себ'Ь. Только два французскнхъ ученыхъ (Галеви, Гай-яръ) готовы видеть зд'Ьсь не поя в лете иовыхъ народовъ, а возникновеше новой эпохи. Во всякомъ случай месопотамское населеше позднЪйшен эпохи было родственно съ древиЪйшиыъ и въ частности въ релииозной области восприняло вс'Ь pauie тамъ дсрлгавпияся в?ровашя. На м'Ьсто пандемонизма постепенно становился политеизмъ: сначала въкалгдомъ городЬ преимущественно почитали какого-либо особаго бога (въ 7pi—Синъ, въ Нииур'Ь—Бела, въ Вавилов!’:,—Мардука), но загЬмъ съ политически мъ объединетемъ городовъ произошло и объсдвнеше божествъ, и была создана стройная теогошя. Въ области Тигра и Евфрата образовалось два об-ширныхт государства—АссирШское и Вавилонское. Такъ какъ релипозпый матерхалъ, изъ котораго построили свои В’Ьроучешя ассир1яне и вавилоняне, былъ толгдсственнымъ, то поэтому ихъ релииозныя системы очепь родственны между собою (у горпыхъ асспр^янъ духъ религш бол-Ье грубъ. у вавило-нянъ — бол'Ье чувственепъ и поэти-ченъ) и обыкновенно oirii излагаются, какъ одна, подъ общимъ пменемъ ассиро-вавилонской религш. Высшимъ принцниомъ всего въ А.-В.-р. является Илю (богъ по превосходству, греки сближали его съ свопмъ Хропосомъ). Позднее его смешали и отождествили съ главными истекающими изъ него божествами: въ Ниневш—съ Ассуромъ, въ Вавилон'Ь—съ Беломъ-Мардукомъ. Изъ Илю, природу котораго не опре-дЬляютъ и о которомъ ничего не учатъ, путемъ истечешя исходить бездна fancy, мужской прпнципъ) и хаосъ (мумыу т1аматъ, принцинъ зкенскШ). Они производясь изъ себя новую пару—Лагаму и Лугму (тоже активное и пассивное начала), которыя рождаютъ Сара или Асура и Кисара или Copyiio. Отъ но-сл'Ьднихъ происходитъ тр!ада боговъ— Ану, Белъ и Еа. Ану съ своею супругою Анату рождаютъ Изу, Истаръ (богиню любви, планета Венера) и Рамана (богъ атмосферы). Белъ съ супругой Белитои им'Ьютъ д-Ьтей—Синъ (богъ лупы), Белптъ, Рабиту, Адара (планета Сатурнъ), Нергаля (планета Марсъ, богъ смерти) и др. Наконецъ, Еа съ супругой Дамканой производить Мардука (планета Юпитеръ) и Царпа-ниту. Отъ Сипа и Белиты въ свою очередь ролтдается Самасъ (богъ солнца), отъ Мардука и Царпапиты—богъ Набу (планета Меркурш) и богиня Тасмита. Отъ этихъ боговъ происходятъ и за ними слЪдуютъ легюны боговъ низшнхъ. Дал^е сл'Ьдуютъ безчисленные духи. М1ръ образовался следующимъ образомъ. Апсу и Мумму ТЧаматъ чрезъ свое соединеше произвели сначала вселенную съ чудовищными существами. Но боги разрушили этотъ мгръ чудо-вищъ и въ течете семи дней образовали м]'ръ нын^ существующей. Чело-вгЬкъ былъ образоваиъ изъ земной грязи. Богъ Еа (оаннесъ) сообщилъ человечеству начала культуры Въ течете долгаго перюда царствовали въ Халдей последовательно десять царей. Къ концу этого перюда люди краппе развратились, и Белъ ргЬшилъ уничтожить ихъ носредствомъ потопа. Благочестивому царю Сама Скаписти-Хазизадр’Ь было приказано построить судно, собрать въ него всевозмолшые припасы, с'Ьмепа всякой лшзпп, жнвот-ныхъ и людей и передъ началомъ потопа заключиться въ этомъ судий. Произошелъ потопъ. Ковчегъ плавалъ по водамъ, покрывшимъ землю, и наконецъ, остановился въ стратгЬ Нициръ на вершин^ гордгоискихъ горъ. Хази-задра выпускалъ птицъ, чтобы узнать о прекращены потопа. Зат'Ьмъ онъ вышелъ на осушенную землю, прияесъ богамъ жертву; Белъ далъ обйщато никогда пе поражать болгЬе людей по-