
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
91 ACC богословская ACC 92 обучешя, учебныя заведешя существовали въ Ёрехе пБорсшше, и въ течение згногнхъ столетШ вся литературная деятельность въ Асснрш, повидимому, состояла въ переппсываиш н пере-издапш вавилонскихъ сочинешй. Темъ но мен'Ье, во вс.Ъхъ болыпихъ горо-дахъ—Ассуре, Калахе, Ниневш и др.— былп царсмя библиотеки, въ которыхъ кпиги, нредставлявиия собою глпняныя плиты съ клинообразными надписями, содержались въ полнМшемъ порядка, и находились въ расиоряжеши ученыхъ. Литература, дошедшая до насъ отъ царствовашя Ассурбанипала, им'Ьетъ необычайный интересъ, такъ какъ со-стоитъ изъ грамматикъ. словарей, на-чальныхъ руководствъ всякаго рода, историческихъ летописей и государ-ствениыхъ докумептовъ. Остались также и релпг1озно-поэтическ1я книги, причемъ некоторые изъ открытыхъ гюгаовъ сильно напомппаютъ собою псалмы, не только по форме, яо п по тону; открыты также дв'Ь эпичесшя поэмы,—о потопе и сошествш Истары въ адъ,—которыя, повидимому, составляли часть одной большой поэмы. Но эти поэмы, очевидно, просто заимствованы былп у вавилонянъ, Ассиршскп! языкъ принадлежите къ семейству языковъ семитическихъ, и составляетъ одну изъ сгЬверныхъ отраслей этого семейства. Онъ разделялся па два Д1алекта—ннпевшекш и вави-лоыскш, и въ цветущее время Ассирш имелъ огромное распространеше, такъ что считался языкомъ образованности s дипломатии у всЬхъ народовъ западной А.зш и даже въ Египта, какъ это видно изъ недавно открытой дипломатической переписки въ Телль-эль-АмарнЬ въ Египте. Знаше ассиршскаго языка пролило не мало света иа толкование Св. Писашя, давъ возможность точнее определять смыслъ многихъ словъ и выра-женш въ немъ, особенно такихъ, которыя встречаются въ Библш въ единич-номъ числе (такъ Быт. 6,16; Ис. 44,14, 1 Ездр. 4,13 и др.). Дальнейнйя све-дЪнш касательно Ассирш см. въ ст. Вавилошя, Клинопись, Нипевхя,Семиты. Op-pert, Histoire des Empires de Chaldee et d’Assyrie, Paris, 1865; Lenormant-Babelon, Histoire ancienne de l’Orient, Paris, 1885— 88 и Les premieres Civilisations, Paris, 1374; Schrader, Keilin schritten ??. das A. Testament, Giessen, 1872; George Rmulinson, The Pife Great Monarchies of the Ancient Eastern World, 2d ed. London, 1873, 3 yols. или 1881, 3 vols.; Masyero, Histoire ancienne 1397 и сл. (въ выпускахъ); арх. Илатонъ, Древнш востокъ при свЬт& Божеств, откро-веп1я, Шевъ 1898 г. и др. АССИРО-ВАВИЛОНСКАЯ релипя. Этимъ именемъ называется совокупность ре-липозныхъ верованш, которыхъ дер-лшлись древнейипе обитатели бассейна Тигра п Евфрата. Народы, первоначально живийе здесь, назывались аккадянами (на севере) ж сумирамп (на iort) Въ этихъ народахъ должно видеть кушп-товъ Библш (Быт. 10—касдимъ,вътузеш-иыхъ надписяхъ—калдаи, отсюда—халдеи, Халдея). По иредставленш ихъ земля имела форму барки, опрокинутой отвертемъ книзу. Въ ея углублены была бездна, адъ (божество ада—Мул-ллла), на ея поверхности жила люди, пентральнынъ пунктомъ земли была Халдея, вся земля окружена океаномъ. Небесный сводъ утверждался на краяхъ земной барки (имевшей круглую форму) за пределами океана. Къ северо-востоку отъ Тигра гора боговъ Карсагъ Кал-лама соединяла пебо съ землей; около этой горы обращался небесный сводъ съ прикрепленными къ нему неподвижными звездами (вершина горы—Полярная звезда). Между небомъ н землей двигаются семь нланетъ—болышя жя-выя существа 1), затезгь тамъ помещаются облака, ветры, молшя. дождь. Богъ земли и океана—Еа, богъ неба— Апна. Весь шръ паполнепъ богами и духами, за каждынъ физическимъ явле-шемъ стоитъ производящей его и управляющей имъ духъ. Кроме этихъ духовъ природы (Ци) м-1ръ паполнепъ еще умершими выходцами (вампирами). Духи существуютъ добрые и злые. Все несчасия—болезни, смерть, физи-чесшя бедств1я, производятся духами. Для того, чтобы располоясить къ себе духовъ,.предотвратить ихъ злыя влш-1пя, узнать паиередъ ихъ волю, нужны волшебство, майя, заклинашя. Чтобы г) Солпде, Лупа, Жеркурш, Венера, ЭДарсъ, Юдитеръ, Сатурнъ.