
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
985 ДЕЛИЧ янциилопкд1я. ДЕЛИЧ 986 Францъ, докторъ и нрофоссоръ богослов!я, считается образцовым!, новозаветнымъ ком-(род. Г!ъ 1813 i’., ум 1890 г.), изучалъ j ментарземъ. Изследоваме Д. въ области филологпо и философш въ ЛейпцигЬ. Изъ ¦ теософш и .мистики, главными, образомъ, одушевленнаго приверженца философш Фпхте, j выступаетъ и ь ого * Систем·]; библейской стоявшей въ релилозномъ отношенш вполне ? психологш» (2-е изд. 1869), рядомъ съ на почве ращонализма, онъ, въ 1832 г.,. ч1:мъ можно назвать его «Систему христиан-пережил’!- внезапный внугреннш духовный: скоп апологетики» (1869). Съ 1833 г. подъ перевороту который пробудилъ въ немъ вл1яшемъ миссюнеровъ Беккера и Гольд-необычайную любовь къ богословно. Сделав- , борга, Д. заинтересовался ]удейской миссией шись строгимъ лютерашшомъ, находясь въ и много занимался раввинскими изсл1;до-дружественныхъ отношешяхъ съ основа-· вашями. Его «Истор1я 1'удейскон noasin» телями новаго цветущаго пер1ода лютеран- 1836 г служитъ основой науки въ этой лиской церкви въ Америке, онъ стоялъ и въ тературной области, при чемъ знаменитейпле Германш, во время церковной борьбы. 1уденск1е философы средневековья были 1830 — 40 гг.* въ первыхъ рядахъ за-: изданы имъ подъ заглав1емъ. «Анекдоты шитниковъ лютеранскаго исповедания (ср.. къ средневековой схоластике среди iy-деевъ его «Luthertum п. Lugentniu 1839) Въ : и мусульмагтъ -, Онъ участвовал’!, также при 1842 г онъ былъ приглашенъ на про- изданш большой Фюрстовой Конкорданцш фессорскую каоедрувъпрусгайуниверситетъ, къ Ветхому Завету.. Результаты своей рав-где работалъ въ духе, здороваго ш'этизма, : винскоп учености онъ изложилъ отчасти при чемъ его книга о причащенш (7-е изд. ¦ въ своихъ комментаршхъ и отчасти лъ 1886) получила большое распространеше. i многочисленныхъ апологетическихъ сочи- Въ 1846 г он! сделался иреемникомъ Гофмана въ Ростоке. Въ 1850 г онъ прибыли, оттуда въ Эрлангенъ, и преподавалъ тамърядомъ съ Гофманомъ, пока въ 1867 г., нешяхъ, изъ которыхъ особенно известны: Iiicyci, и Гиллель», «Месо1я, какъ примиритель" и «Христианство и ]уденская печать». Съ 1863 г. онъ издавалъ миссионерскую га- iro смерти Ангерса, не освободилась ка- · зету «Семя на надежд妻 Въ 1880 г., но недра ветхо- и новозаветной экзегетики въ : ого инищативе, вновь основанъ былъ его родномъ городе Лейпциге. Въ своихъ «Лудоискш институт·!.», и съ 1886 г онъ экзегетическихъ трудахъ онъ стоялъ на ; руководилъ семинар]ей для образования кан-точке зр'Ьшя эрлангепской школы, главнымъ ? дидатовъ богослошя для иудейской миссш. представителемъ которой и сделался рядомъ I Величайшимъ трудомъ его жизни былъ съ Гофманомъ. Уже въ 1845 г онъ въ ’ переводъ Новаго Завета на еврейшй языкъ, своемъ кБибленско-пророческомъ богосло- j который онъ закончилъ после сорокадетнихъ В1И" подвергъ основательной критике гоф- ¦ трудовъ, въ 1877 г. Около 60,000 экзем-манскую систему, занялъ но отношенш къ | пляровъ его распространено среди 1удеевъ, ной самостоятельное положеше, и в послед- ! и производить большое релипозное движете ствш боролся противъ ея примирительной j на Востоке. Д. не чуждъ былъ и белле-теорш. Въ Ростоке онъ, между прочимъ, j трисгике; въ этомъ отношенш известно его написалъ четыре книги «О церкви» (1847) j часто переиздававшееся сочинеше подъ за-и «О доме Бож1емъ или церкви» (1849). ; глав1емъ: «День въ Капернауме», гд’Ь онъ, Вместе съ Кейлемъ онъ издавалъ «Виблсй- ¦ на основании содержащихся въ Библш и civifl Комментарий па Berxift Зав’Ьтъ», при ? въ посл’Ь-библейской 1удейской литературе чемъ ему принадлежать следующая части: ! матер^адовъ, художественно описываетъодинъ Ucaifl (З-е изд. 1875), Псалтирь (4-е : день изъ жизни Спасителя. Почти все сочине-изд. 1883), 1овъ (2-е изд. 1876), Притчи ¦ шя Д. переведены на главнейшие иностран-Соломоновы (1873), П’Ьснь Песней и Эккле-; языки. Ум. 1890 г.—2)ДеличъФридрихъ— сласгъ (1875). Еще раньше имъ изданы ; проф. берлинскаго университета (род. 1850г.), были толковашя на пророка Аввакума i одинъ изъ такъ паз. «придворныхъ богосло-(1843), на книгу Быт (1852, 4-е изд.1 вовъ»,авторъ н’Ьсколькигь сочинешй по биб-1872· г.. последнее вполне вновь обработан-i лейской археолопи, какъ трактата: «Где ное въ 1887 г. подъ запшиемъ: «Новый ; лежалъ рай» (1881), «Вавилонъ* и разныя Комментарий на книгу Бьтя»). Его ком- : статьи по ассиршогш. Но особенно.громкую ментарзй на Послаше къ Евреямъ (1857) известность онъ щнобрелъ своими двумя