
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
887 ДАМАС богословская ДАМАС 888 д^юе и расноряжеше с.-петербургская пре-освященнаг'о. Въ 1774 г. Д. перейхалъ въ Москву, где были отведены ему. покои въ Заиконоснасскомъ монастыре, но въ ско-ромъ времени онъ, 38 летъ, вступилъ въ составъ академической корпорацш. 13 алр. 1775 г. назначенъ префектомъ академш и профессоромъ философш. Скоро за - симъ въ его жизни произошла крупная перемена: онъ принялъ монашество. Пострижете совершилось въ Перервинскомъ монастре 8 сент. Едва ли въ этомъ случае не сказалось сильное вл!яше друзей и «покровителей», какъ онъ называлъ ихъ: Гавршла Петрова и Платона Левшина. 14 сент. Д. посвященъ въ 1ерод1акона, а 13 окт. .въ iepoMOHaxa, Въ томъ же году академ1я была вверена митр. Платону, который не замедлилъ дать более подходящее назначеше и Д. Въ 1778 г. онъ былъ определен ректоромъ академш и профессоромъ боясловгя. Въ это время онъ уже былъ архимандритомъ Вогоявледскаго монастыря. 19 апр. 1779 г. назначенъ членомъ московской синодальной конторы; черезъ годъ ему была поручена цензура всехъ книгь, въ коихъ встречаются какгя-либо «до веры и закону хриспанскаго принадлежащая раз-суждешя», а также перюдическихъ издашй. Въ то же время онъ со стоя лъ членомъ Воль-паго Росс, собр., учрежд. при московск. унив. и пользовавшаяся въ свое время большою известностью,- принимая деятельное учасие въ «Трудахъ» этого собрашя. Занимая высшее положение въ академш, Д. былъ ближайшимъ и, вероятно, лучшимъ сотрудникомъ митр. Платона во всёхъ его благихъ пачинашяхъ, клонившихся къ возвышенно академш. Какъ профессору онъ заботился объ ознакомлены студентовъ съ новыми философскими системами: познако-милъ ихъ съ системами Вольфа, Гольмана, Бильфингера, Канз^я и Винклера; онъ же первый началъ читалъ исторш философ-скихъ системъ по руководству Бруккера. Въ области богослошя онъ старался вводить историчесюй элементъ. Кроме этихъ глав-ныхъ предметовъ, онъ преподавалъ студен-тамъ нёмещай языкъ, хотя онъ и не значился въ программахъ того времени. Затемъ, по воскреспымъ и праздничнымъ днямъ въ аудитор1и предлагалъ толковаше Св. Писа-Н1я: на эти толког.агпя собиралось множе- дпспуты, предлагая собственные тезисы какъ богословская, такъ и философская характера, при чемъ эта диспуты, а равно и друпя академ. собрашя обставлялъ всегда торжественностью. По особеннымъ, всегдаш-нимъ предметомъ его заботливости была академ. библштека, которую онъ нривелъ въ отличный иорядогсъ, по образцу иностран-ныхъ, увеличивъ прюбретешемъ новыхъ лучшихъ сочинешй и т. д. Деятельность Д. въ академш продолжалась по 1782 г., когда онъ былъ назначенъ епископомъ севскимъ, викар!емъ московской enapxin. Посвящеше во епископа совершено было 5 ноля 1782 г. въ Петербурге, въ Троицкой пустыни, въ нрисутствш императрицы и ихъ высо-чествъ; совершали его друзья и «покровители» Гавршлъ, Платонъ и Иннокентий (Не-чаевъ). Прибывъ на место новаго служешя, Д. нашелъ здесь множество неисправностей какъ въ церквахъ, такъ и въ жизни духовенства, и немедленно съ энергичностью принялся за исправлеше ихъ. Стремясь къ поднятию духовенства на подобающую ему высоту и понимая, какое значеше должно иметь для него образоваше, онъ съ особенной любовью и заботливостью относился къ дух. се-мина^и. Но деятельность Д. здесь продолжалась недоля: 22 сент. 1783 г. онъ былъ назначенъ на самостоятельную каеедру въ Н.-Повгородъ. Тамъ его ожидала гораздо более сложная и трудная задача, требовавшая особой осторожности, осмотрительности и такта, такъ какъ въ этой enapxin былъ многочисленный ияородчесшй элементъ и много раскольниковъ разныхъ толковъ; къ тому же и духовенство местное далеко не всегда стояло на подобающей ему высоте. Но главныя его заботы были направлены на духовныя школы. Всеми мерами, не исключая и насильственныхъ, побуждалъ опъ духовенство отдавать детей въ семина-piio, <обуча дома грамоте и писать»; уклонявшихся подвергалъ денежному шрафу, который, какъ и все друиде штрафы, налагаемые на духовныхъ лицъ, обращались на семинарпо же. При немъ семпнар]я достигла самаго блестящая положешя за весь настоящШ перюдъ въ ucTopin; число учени-ковъ достигло до 450. И въ учебномъ от-ношеши она значительно поднялась. Д. первый ввелъ въ ней толкование катихизиса и Св. Писашя въ церкви, поручалъ старшимъ ство посторонние лицъ; устраивалъ ученые ¦ семина.ристамъ составлять проповеди и про-