
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
783 ГУ ГЕН богословская ГУГЕН 784 прилагаемый къ нимъ по большей части въ насмешку, какъ: лютеране, сакраментарш, христавдины, религюз-ники и проч. Собственно слово «гуге-поты>; вошло въ общее унотреблешо не раньше Амбуазской. смуты 1566 г и вероятно есть искаженная форма нем. Eidgenossen (клятвенные союзники, заговорщики), каковое назвате патрю-тическая пария въ Женеве носила уже съ четверть века раньше. Въ исторш гугенотовъ во Францш можно - различать пять першдовъ: 1) перюдъ гопительства нодъ видомъ закона, до перваго признашя реформатской религш январскпмъ эдиктомъ (1562 г.); 2) перюдъ гражданскихъ войнъ при Карле IX, закончившиеся побоищемъ Вареоломеевской ночи (1572 гЛ; 3) перюдъ борьбы съ целью добиться полной веротерпимости въ царствовашя Генриха III и Генриха IY, до провозглашена нантскаго эдикта (1598 г.); 4) перюдъ отмены этого эдикта Людо-викомъ XIY (1685 г.), и 5) перюдъ нолнаго запрещешя протестантизма, заканчивающейся из дате мъ эдикта о веротерпимости Людовикомъ XYI (1787 г.), какъ разъ передъ первой французской револющей. Начало реформацюииаго движешя во Францш можно считать съ 1512 г., когда профессоръ парижскаго университета, ученый Жакъ Леффевръд’Етапль, въ одномъ латинскомъ комментаргЪ на Послатя ап. Павла сталъ явно проио-видывать учете объ онравданш верою. Въ 1516 г. епископомъ въ Mo былъ назначенъ Вильг. Врисоннё, покровитель литературы и сторонника умеренной реформацш. Онъ скоро собралъ около себя группу ученыхъ, включая Леффевра и его учениковъ, Вильгельма Фареля, Маршала Мазурье, Жерарда Русселя, и друг., которые съ большою ревностью про поведывали евангелте въ церквахъ его дюцеза. Въ 1523 г, Леф-февръ издалъ фраицузскш переводъ Н. Завета, а въ 1528 и переводъ В. Завета. Этотъ переводъ, сделанный съ латинской Вульгаты, послужилъ осно-вашемъ для последующая перевода Оливетана, перваго французскаго перевода съ греческаго и еврейскаго подлинника Такъ какъ епископъ Бри-сонне, подъ угрозой гопительства, дол-женъ былъ оставить свое намереше. то реформацюнное движете въ Mo прекратилось вместе съ разсеяшемъ и самихъ учителей, хотя семя уже брошено было въ почву и ждало только благощнятныхъ условш для произра-сташя. Хотя Францискъ I и обнару-жилъ благорасположеше къ делу реформацш подъ вл1яшемъ своей сестры, образованной Маргариты, герцогини Ангулемской, однако это происходило скорее изъ интереса къ учености и изъ честолюб1я, чемъ изъ действитель-наго сочувствия къ самому движенш. Это вскоре обнаружилось но хделу Плакардовъ» (1534 г.), когда резкая прокламация противъ папской мессы бьтла найдена прибитой на дверяхъ спальни короля въ замке Амбуазъ. Во время большой покаянной процессш. вскоре затемъ устроенной (янв. 1535), шесть протестаптовъ были заживо сожжены на глазахъ короля, и Франциска, высказалъ намереше истребить ересь въ своихъ владешяхъ. Онъ готовъ-сказалъ онъ, отсечь собственную руку, если бы она была заражена этимъ ядомъ. Казни, следовавпия въ течете некоторыхъ месяцевъ, были первой серьезной попыткой къ истреблению реформатовъ Стали издаваться все более суровые законы. Въ 1545 г. произошло побоище въ Мериндоле и Кабр1еле. Двадцать два города и деревни на реке Дюрансе, обитаемыхъ французскими вальденсами, одного и того же происхождешя съ вальденсами Пьемонта, были разрушены вооруженной экспедищей, снаряженной въ Эксе (Aix), съ утверждешя провансальскаго парламента. Следующш годъ былъ сви-детелемъ мученичества « четырнадцати мучениковъ въ Mo» Несмотря на эти суровыя меры, реформ. движете однако продолжало разростаться и въ царствоваше Генриха II, фанатичнаго и распутнаго сына Франциска (1547— 1559 гг.). Центромъ реформ. движешя сделалась Женева, откуда Хоаннъ Каль-винъ, посредствомъ своихъ книгъ и огромной переписки, какъ и косвенно чрезъ посредство своихъ бывшихъ уче-