
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
393 ГИТЦИ эпциклопядхя. ГИТЦИ 894 ¦отъ П до IV века; къ числу ихъ принадлежать и «Пророчества Гистаспа» {Vaticinnia Hystaspis). Объ этой книге упоминаютъ трое древнихъ писателей— 1устннъ (Apol. 1, 20,44), Клпментъ Але-ксандрхйскш (Strom. 5, 6, 43) и Лактан-цш (Instit. div. 7, 1 ?, 18; Epis tom. 2, 69). Объ авторе 1устинъ и Климентъ ничего неговорятъ, но Лактанцш приба-вляетъ, что это былъ древнш мидшскш царь, жпвшш до Троянской войны. Несмотря на хронологическую путаницу, Лактанцш, повидимому, разумеетъ здесь отца царя Дар1я I, о которомъ Ашйанъ Марцеллинъ (23, 6) говорить, что онъ научился многой мудрости и зшогимъ тайнамъ отъ браминовъ Индш, si въ свою очередь самъ ихъ научилъ зиагш. Kiaem, визант. историкъ У1 в^ка, юворитъ (Hist. 2, 24) о Г., какъ о современнике Зороастра, не решая вопроса, былъ ли онъ или нетъ одно я то же лицо съ отцомъ Дар1я. Очевидно, здесь мы встречаемся съ следами терсидскихъ миоовъ о бактршскомъ ца-pfc Вистаспеили Г., современнике Зоро-iicTpa, и можно съ уверенностью предполагать, что «Пророчества Г.» основаны были на персидскихъ воспоминашяхъ, хотя дошедппе до насъ скудные отрывки книги не позволяютъ составить опре-деленнаго мнешя о ея форме, содержали пли цели. См. у Вальха, De Hystaspae еъ Comment. Society Gotting. П, 1779, Шюреръ, Ист. 1уд. пар., З-? пд. Ш т., 450—45В, а особенно въ Oracula Sibyllinal, изд.Парижъ, 3 856 г., и Geffcken’a (Берлинъ 1902) II, 257. ГИТЦИГЬ Фердинандъ — ученый экзегетъ и крптикъ Ветхаго Завета. Сынъ рйдюналистическаго проповедника (род. въ Бадене, 1807 г.; ум. въ Гейдельберге, 1875 г.). опъ изучалъ 6огослов1е въ Гейдельберге подъруко- з.эдством'и Павлюса, въ Галле подъ руйоводствомъ Гсзетуса. въ Гэттин-1'ене подъ руководством^ Эвальда, которому посвятилъ своего «Исапо», какъ «основателю новой науки евреп-сйаго языка и ветховавътног экзегв-тики*. Въ 1830 ??. ойъ сд'Ьла:ю^доцег-то^ъ въ Гейдельберг ¦ п ub 1832 г. былъ цриглашенъ въ Дюрихъ, гдй ¦оетахшлея до 1861 г., когда былъ из-ора^ъ креемнпкомъ Умбрейта въ Гей- дельберге. Въ Цюрихе Г. публично высказался въ пользу приглашена Штрауса. Это былъ человекъ, съ одной стороны, безъ страха и лицемер!я, съ другой — безъ полемическаго темперамента и казуистическаго остроум1я. Въ сущности онъ былъ человекъ благочестиво натуры ж пе только любилъ Ветхш Заветъ, но и старался служить царству Божш своими изеледовашямп, Онъ пользовался уважен1емъ своихъ кол-легъ и друзей, и въ этомъ отношенш не лишены значетя слова Еейма, сказанный имъ въ посвящети своей «Исто-рш Incyca Назаретскаго»: «памяти Ф. Г., честнаго человека безъ страха, вернаго друга безъ обмана, гордости Цюриха и Гейдельберга, смелому и неутомимому созидателю библейской науки». Какъ экзегетъ и критикъ, Г* отличался неутомимостью, проницательностью, непоколебимой любовью къ истине и основательной ученостью. Онъ усердно работалъ въ области текстуальной критики, но мнопя и-зъ его ноложенш не выдерживаютъ критики. Лучшее его сочипеше есть «Еоммен-Tapia на пророка Исаш». Нельзя пе согласиться, что переводъ обнаруживаем руку мастера, по вместе съ темъ нельзя не пожалеть о томъ, что автору не удается понять религиозный духъ пророка, и опъ вместо того, чтобы держаться естествепнаго смысла, старается отыскивать самое неправдоподобное. Это особенно нужно сказать о второй части « Псалмовъ » (Гейдель-бергъ, новое дополн. изд. 1863—65 г.), где авторъ, съ полною серьезностью не только отпосатъ большую часть псалмовъ за вЫъ до Рождества Христова, но и излагаетъ обстоятельства, при которыхъ каждый псаломъ былъ написанъ, съ такою точностью, какъ будто н въ самомъ деле есть для этого как1Я-нибудь_точ_-^ пыя данныя. Въ 1869—70 il вышла въ светъ его «Истор1я народа Израильская», доведенная до 72 г. до P. X. Книга, по обычаю, изобилуетъ многочисленными произвольными предполо-жетями. Странствование въ пустыне, напр., онъ ограпичиваетъ всего только четырьмя годами. Вообще Г. выска-