
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
117 ?????? энциклонедш. ГАРНА us ли все это верно въ такой степени. Столь продуктивный умъ не можетъ замыкаться школьными рамками и въ себе самомъ находитъ свои границы. Несомненно, что А. Г. во многомъ сочувствуешь ричлганцамъ, привлекая ихъ въ Берлину и склоняется къ сходнымъ результатами но онъ достигъ этого вывода инымъ путему смотритъ не одинаково и обещаетъ нечто особенное. Альбрехтъ Ричль (гэт-тингенскш профессору f 20-го марта 1889 г.) и его прямые продолжатели отправляются отъ чисто философскихъ предпосылокъ въ невозможности и несостоятельности ·всякой метафизики и потому принцишально отвергаютъ все христ1ансше ностуляты или догматы этой категорш. А. Г. всегда шелъ историческою дорогой и держался эмпирическаго метода, созидая въ об-ратномъ порядке. На этомъ покоится его исторически-эмпирическое богосло-Bie*). A. Г. всецело принимаетъ и реши- объ А. Г, и его сочинетяхъ у проф. Вл, Л. Ееренскаго, Школа ричлханскаго богословия въ лютеранствЬ [изъ «Иравоспав-наго Собес^днива» за 1902—1903 гг.], Казань 1903. J) Естественно, что, не скрывая срич-лганства» своихъ воззрЪнш, Ад.Гарнакъ гораздо р&шительн&е выражалъ свою солидарность съ поборниками историческн-эм-пирическихъ началъ и, напр., еще въ Гяс-сен-Ь выпустилъ пон&мецки (Die G-esoll-schafts vefassung der christlichen Kirche im Altertum, G-iessen 1883) трудъ англш-скаго ученаго Edwin Hatch’s, объ «организации древне-христ1анской церкви» (1881 г., 2-е изд. 1882 г.) и затемъ въ Марбургй про-должен1е этого труда (Die Grundlegung der Kirchenverfassimg Westeuropas im fruhen Mittelalter, ibid. 1888 г.) касательно «роста христаанскихъ учрежденш» (1887 г.), а въ 1892 г. вздялъ переводъ {Erwin РгтчсЬеп'ь) чтенш (1888 г.) того же автора о «ироис-хожденш и возрастании религш» (1890 г.) подъ заглав1емъ «Griechentum und Chri-· Btentum» (Freiburg i. В. 1892) со своимъ одобретемъ и теплымъ воспомигтатемъ о почившемъ (11-го ноября 18S9 г.) англш-скомъ ученоыъ. Замйтимъ, что и здЬсь А. Г. обнаружилъ свою продуктивную изобретательность, результатом* чего явилась особая TeopiH по вопросу о «церковной организации», господствующая въ наукй подъ именеыъ Гачъ-Гарнаковском, хотя теперь нисколько и видоизменяемая однимъ изъ сторонниковх ея проф. il. В. Шмиделемъ. тельно признаётъ все, что дается въ иеторичёскомъ опыте, который для него обязателенъ во всемъ его реальномъ объеме. Посему онъ никоимъ образомъ не является принцишальнымъ врагомъ чудесности и сверхчувствеяности, а— папротивъ —¦ исповедуетъ ихъ убежденно, въ качестве творческихъ фак-торовъ историческаго процесса и прогресса, но своего знанья относительно ихъ сущности не простираетъ дальше пределовъ и размеровъ подлиннаго историческаго откровешя. Вера у А. 1\ не исчерпывается и не покрывается человеческимъ знатему — и мы ду-маемъ, что въ этомъ разлцченш гораздо· больше и релипозной правды и плодотворной пользы, чемъ въ ихъ приня-томъ смешенщ, где знаше прини-жаетъ до себя самую веру, тогда какъ тамъ первое должно бы соподчиняться второй и служить ея интересамъ, посте ценно поднимаясь на высоту релшлоз-наго боговедешя. Въ этомъ смысле и догматика получаетъ у А. Г. достаточную историческую ценность. Находя въ ней лишь человеческш элементъ умствен-наго постижотя, А. Г. не допускаетъ для отдельныхъ стадш абсолютной обязательности и вечной силы. Однако въ свое время и въ своей сфере оне бываютъ наилучшими моментами для выражешя релипозной истины и неизменно остаются ея свидетелями. Поэтому А. Г явно симпатизирует!, св. Аоанасш въ его догматической противоар1анской деятельности и безъ колебанЫ становится на сторону никейскихъ отцову между темъ они авторитативно формулировали вЬру хританскую. А. Г. энергически отклонялъ упреки касательно обвиненш христ1анства въ постепен-номъ вырожденш, и для насъ несомненно, что весь ходъ скорее рисуется ему последовательнымъ про-грессировантемъ, которое опять же будетъ возрасташемъ собственно не самой истины, осуществленной 1исусомъ, а нашямъ непрерывнымъ опознангемъ ея. Иною Христа не было и не будегъ. Ясно, что Ояъ есть средоточ1е всего цре-дыд\щаго бы'ия и неисчерпаемый источников для дальнейшаго на все века. ! Отсюда неизбежно и категорическое