
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
95 ГАЛЛИ богословская ГАЛЛИ 96 верситета, въ дМств!яхъ духовенства и въ меропр1ят1яхъ парламента; и когда были провозглашены декреты собора тридентскаго (1545—63 гг.), которые, въ случай принятая въ ихъ цЬломъ состав^, совершенно подорвали бы Г., то во Францш изъ нихъ были приняты те, которые согласовались съ приви-леиями французской короны, - положеньями французскаго государства и обычаями и законами французской церкви. Если въ умахъ французовъ существовало когда-либо сомнете или колеба-Hie касательно истиннаго отношешя между папской каеедрой и нащональ-ной церковью, то оно было разсеяно Пьеромъ Питу. Не говоря уже о его Corpus juris canonici, Codex canonum и Gallicae Ecclesiae in scMsmate status, онъ въ своихъ «Волъностяхъ галликанской церкви» (1594 г.) представилъ въ 83 членахъ нзложеше всего дела столь ясно ж точно, что не могло уже быть никакихъ недоразуменш. Съ другой точки зрешя, но съ одинаковой ясностью и отчетливостью, изложение принциповъ Г. далъ Боссгоэтъ въ «Декларацш духовенства», изданной отъ имени «ассамблеи духовенства» (1682 г.). Въ этомъ документе говорится, что ап. Петръ, его преемники и вся церковь имеютъ власть только въдуховныхъ делахъ; что, какъ бы ни, велика была власть апостольской каоедры въ духов-ныхъ делахъ, она не можетъ ниспровергнуть декретовъ собора констанц-скаго, которые она утвердила сама; что, следовательно, законы, правила и обычаи галликанской церкви, признанные этимъ соборомъ, должны оставаться неприкосновенными; и, наконецъ, что определения папы не неизменяемы, если только вся церковь не согласна съ ними. Папа Александръ УШ объявилъ эту декларацно ничтожной и не действительной и обратился къ французскому духовенству съ длиннымъ послашемъ; и въ одинъ моментъ, въ 1691 г., когда цЬлыхъ тридцать пять епископскихъ каеедръ вдовствовали во Францш, потому что папа отказывался утвердить епископовъ, назначешшхъ королемъ, Людовикъ XIY, повидимому, даже готовь былъ уступить. Но BbicoKOMepie, I съ которымъ въ 1713 г. онъ заставилъ папу утвердить аббата сенъ-эньянскаго епископомъ бовейскимъ, обнаружило его истинное настроеще, и въ 1718 г. Conseil de Regence просто заявилъ, что папское утвер ждете для французскаго епископа не необходимо. Въ значительной степени однако Г. потерялъ сишпуия народа вследствге событШ, происпгедпшхъ меявду 1790 л 1800 гг., и они считались не победой галликанской церкви надъ Рямомъ, а победой революцш надъхрист1анствомъ. Въ конкордатахъ 1801 и 1813 гг. очень мало принимаются во внимате принципы Г. Въ силу перваго, церковь всецело поставлена въ зависимость отъ государства, а последнШ дЁлалъ уступки только папе. Течете политической реакцш, начавшееся съ реставращи, сопроволщалось подобньшъ же тече-темъ релипозной реакцш, во главе которой стояли де-Местръ, Бональдъ, Ламеннё и др. Связь между Римомъ » французскимъ духовенствомъ станови лась более и более тесной, возвратились 1езуиты, галликанская литуршя уступала м?сто римской, учебники въ семинар1яхъ подвергались существенны мъ переменамъ, и вскоре после половины минувшаго века Г. окончательно былъ подавленъ и вытеснена улътрамоитанствомъ. Dupin, Les Libertes de l’Eglise G-allicane, Paris, 1824; Bordas-Demoulin, Les pouvoirs constitutifs de l’Eglise, Paris, 1855; Bossuett Defensio declarations celebrissimae etc.,Lu-xemb. 1730, въ двухъ томахъ; Fleury въ Iustit. au droit, eocles. и Discours sur les libertes de l’egl. gall. Ст. G-allicanismns изв. старокат, канониста проф. Шульте, а также въ его Greschichte d. Quellen und Litt. d. kan. Rechts IIT,'2 и 3 Theil, стр. 277, ГАЛЛ1ЕНЪ Публш Лицишй—римскШ императоръ съ 260 — 268 гг., род. въ 218 или 219 г., былъ соправителем-* при своемъ отцё въ 253 г., признанъ со стороны сената въ 254 г.; отменилъ, немедленно после своего восшеств1Я н» престолъ, декреты своего отца Вале-piaHa противъ хриспанъ и сделалъ христаанство если не religio licita, то, по крайней мере, релипей, терпимой закономъ. Поэтому въ «Церковной исторш> Евсевш (7, 23) онъ изображается, на основаши словъ Дшнист