
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
93 ГАЛЛЙ энциклопедш. /ГАЛЛИ 94 независимости въ смысле полпаго от-д^летя; но Г. всегда, было. присуще чувство свободы, сознаше независимаго развитая на основе индивидуальной исторш, что побуждало постоянно оказывать противодейств1е всякой понытке со стороны Рима къ поглощенш иди полному подчиненно французской церкви. Основанная св. Принеемъ, въ Галлш еъ концу III века возникла церковь, независимая отъ Рима, но отнюдь не безразличная къ его авторитету, свободная н однако находящаяся въ тесной близости съ Рямомъ. Мнопя выдающаяся своимъ благочетемъ лица провели это развитее дальше, несмотря на смуты и варварство того времени, и монастыри съ цветущими школами способствовали этому движенио, пока, наконецъ, галло-франкская церковь не получила окончательная) завершешя въ могучихъ рукахъ Карла Великаго, и съ этого момента независимость французской церкви, въ смысле просто ея нацюнальной самобытности, отстаивалась съ энерпей и решительностью всякш разъ, какъ на сцену появлялся способный король, деятельный парламента или епископъ. Весьма характерны въ этомъ отношеши три декрета Людовика IX (1226—70 гг.), изданные въ 1229, 1239 и 1270 гг. Первый въ своей вступительной части содержись общга обзоръ «вольностей и правъ галликанской церкви»; второй ограничиваешь власть епископа въ деле отлу-чешя и ставитъ духовенство подъ юрисдикцш государства во всехъ гра-жданскихъ делахъ; третш, заключающш въ себе прагматическую санкцию, га-рантируетъ независимость епископской власти противъ посягательствъ папы, обезпечиваетъ право избрашя епископа sa капитулами и дюцезнымъ духовен-ствомъ и отстаиваетъ право французской церкви созывать фрапцузсше соборы. Еще точнее определилось поло-жете галликанской церкви вследств1е снора мелсду Бопифащемъ YIII и Филнп-домъ 1У Красивымъ (1286—1314 гг.). Стоявппе на очереди вопросы были высокой важпости, — для народа, такъ какъ Бонифацш УП1, въ одной публичной речи, объявилъ Францию нахо- дящеюся въ зависимости; ,отъ. Германской имперш; дл: государства, такъ какъ: подъ формой аннатовъ огромные суммы денегъ ежегодно , уходили.· за Альпы; для короля, такъ какъ .папа отрицалъ за нимъ право облагать духовенство налогами . для известныхъ целей, даже въ случае настоятельной нужды, .и для церкви вообще, такъ какъ папа пытался ввести существен-ныя перемены въ отношешя между епископами и кургей. Моментъ для этого спора былъ избранъ папой неблаговременно. Король энергично былъ поддерживаемъ не только нарламен-томъ, но также духовенствомъ и наро-домъ, и вышелъ изъ борьбы пОбедите-лемъ. Но хотя какъ короли и парламенты, такъ и епископы и университеты, единодушно утверждали, что они навсегда будутъ держаться декретовъ соборовъ пизанскаго, констанцскаго в базельскаго (где именно и выразились принципы Г.), римская кур1я никогда не упускала случая для того, чтобы внушать совершенно противоположный доктрины. То и дело возникалъ изъ-за этого споръ, хотя всегда заканчивавшейся однимъ и темъ же исходомъ,— поражешемъ для Рима. Когда, въ 1455 г., епископъ нантскш осмелился обратиться къ римской курш съ апеллящей противъ королевскаго декрета, то въ дело вступился парижскш парламента., обвинилъ и осудилъ его за нарушеше государственныхъ законовъ ? церков-ныхъ привилerift Францш. Но есть и знаменитое исключеше изъ этого правила, именно, отмена въ 1516 г. прагматической санкщи бургской отъ 1440 г. латёрапскимъ соборомъ вследствие конкордата, заключеннаго между папой Львомъ X и королемъ Францискомъ I (1515—47 гг.). Причины этого конкордата известны. Король желалъ получить себе въ ленное владете Неаполь, и его канцлеръ Дюпратъ надеялся украситься кардинальской шляпой. Но какъ ни важна была эта перемена въ теоре-тическоръ отпошенш, практически она не представляла ничего особеннаго. Духъ декретовъ выщеупомянутыхъ трехъ соборовъ продолжалъ сказываться въ чувстве народа, въ ученщ уни-