
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
977 ?????? ЭНЦИКЛОПЕД1Я ИНОВ-В 978 пространешя хришанства представляетъ магометанство. Главная наоса мусучь-манскаго населешя вошла въ составъ рус-скаго государства со времени нокорешя тата-рскихъ царствъ—казанскаго, астраханскаго, позже крымсиаго. Г1о отношенио къ мусульманству первоначально была принята система гонешй, которая была изменена лишь съ 1744 г., особенно съ царствовашя императрицы Екатерины П. Магометанство получило свободу лаводить школы, строить мечети; правительство даже само строило мечети, напр, въ Оренбургегсомъ крае для кнргизовъ; въ конце ХУШ ст. на свой счетъ отпечатало для татаръ множество экземпляровъ Корана; мулламъ назначены были казенныя средства содержашя, какихъ не имело даже православное духовенство; наконецъ, магометанству была дана правильная органи-защя, созданъ центръ, связующ1й въ одно, целое разрозненный мусульманшя общины, чрезъ назначеше для духовнаго управле-шя двоихъ муфпевъ—въ Уфе (1788 г.) и въ Крыму (1794 г.) со множествомъ штатныхъ муллъ. Целыо этихъ м'Ьропр1ят1й было привлечь инородцевъ къ Россш. Мусульманство хорошо воспользовалось льготами и достигло, благодаря имъ, настоя-щаго процветания въ ущербъ не только окружающимъ инородцамъ, но даже православными Магометансш мечети и школы, напр, въ некоторыхъ губершяхъ Поволжья, многочисленнее, чемъ нравославные храмы и школы, чуть не въ четыре раза. Все магометапеш школы имеютъ религиозный характеръ и воспитываготъ въ фанатичной преданности магометанству. Отсюда упорство магометанъ въ своей вере, презреше къ христианству, отсюда усилия удержать сородичей въ своей вере и вернуть иринявшпхъ магометанство. При этомъ муллы пускаютъ въ ходъ всевозможныя средства съ целью пропаганды. Насколько они успевали въ своихъ стромлешяхъ, по-казываю'п. случаи массовый, отпадешй крещеныхъ татаръ отъ христнства, напр, въ 1866 г все крещеные татары те-тюшекаго уезда до 5403 душъ объявили себя отпавшими отъ нравослав1я. Еще болышй успехъ имело магометанство среди окружающаго его ппород ческаго языческаго населешя. Такъ, все более и более магометанство распространяется сре- ди киргизовъ, прежде шаманетвовавшихъ; приволжсые инородцы финскаго племени (чуваши, черемисы, вотяки, мордва), вообще мало устойчивые въ сохраненш сво-нхъ нацюпальныхъ особенностей, легко поддаются вл1янш соседей—татаръ и вмесгЬ съ ихъ обычаями цринимаютъ и ихъ pe.inriio. Въ Сибири, въ Средней Азш мусульманство распространено среди племенъ тюрко-татарскихъ: сибирсше татары, остатки прежняго Сибирскаго царства, сарты, узбеки, каракалпаки, киргизы, туркмены и т. д. исповедуютъ магометанскую религно, съ крайнпмъ упорствомъ противостоя всемъ уси-Л1ямъ нравославпыхъ миссшнеровъ. Значительная часть кавказекпхъ горцевъ была издавна просвещена верой Христовой. Абхазцы, сванеты, осетины, лезгины, кабардинцы, чеченцы, адыги н друия племена слышали евангельскую проповедь и следовали ей въ течете многихъ летъ и даже стол'Ый. По самымъ глухи мъ леснымъ, горнымъ и ска-листымъ ущельямъ Кавказа, нередко даже почти на недосягаемыхъ высотахь разееяно множество христнскихъ памятниковъ. Ио двинувнпяся несколько вековъ тому назадъ дитя сконища мусульманскихъ племенъ изъ глубины Азш подавили своею численностью и фанатизмомъ христаншя нлемена Кавказа. AlHOrie изъ горцевъ не въ состоянш были выдержать напоръ изувернон мусульманской орды и защитить свою веру, омусульманились, друпе долго боролись, но, будучи предоставлены самимъ себе, утратили чистоту первоначальной хрисианской веры: христнсшя поняш нереплелись у нихъ съ языческими. На возвышеше и укреилеше нравослав]я на Кавказе направлены все уешпя церковной властп, для чего были учреждены mhcciii и основано « Общество возстановлешя православнаго хриспанства на Кавказе» (1860 года, преобразов. 1885 г.). И нужно сказать, что эти уешия уже принесли плоды. Въ течеше посл'Ьдлихъ десятилЬтШ на Кавказе открыто много но-выхъ приходовъ, построено много право-славныхъ храмовъ, учреждены церковно-приходешя школы и школы грамоты и немалое число С'Ьдящихъ во тьме и сени смертной просвещено светомъ Христова учешя. По отчету оберъ-прокурора Св. Синода за 1900 г., присоединившиеся къ православной церкви изъ магометанъ по грузин-