
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
719 311 AME богословская 3UAME 720 что осмоглас1е знаменного распева должно быть изучаемо не по туманной, отдаленной и умершей для насъ системе стараго гре-ческаго осмоглаш, а по живымъ мелоди-ческимъ типичнымъ образцамъ каждаго гласа, гласовымъ попевкамъ, какъ то нзстари установлено въ традицюнной певческой практике и въ учебныхъ крюко-иыхъ певчихъ книгахъ. «Греческое Teopifl гласовъ, какъ ее понимаютъ позднейппе нзсле.дователи въ отношеши къ знаменному распеву, при практическомъ изу-ченш осмогласш знаменпаго распева, должна, говоритъ Металловъ,быть оставлена > (ibid. стр. 61 Знаменное uenie имеетъ мелодичесшй характеръ ([j.iXoc—чледъ, песнь) п делится на члены. Нацевъ того пли другого песпо-irfcnifl зпаменнаго распева не есть мелод1я. продолжающаяся непрерывно и разнообразно отъ начала песнопешя и до конца его, но состоять изъ отдельныхъ группъ крат-кихъ мелод!й, ясно различаемыхъ слухомъ и новторящпхся. Группы эти имеютъ, каждая, свое начало и свое окончашс и соединяются въ песнопешя безъ видимой взаимной мелодической связи, кроме связи внутренней, представляемой гласовою областью звуковъ и гласовыми приметами. Самая мелод1я песноп'Ьн1й въ отношенш подбора гласовыхъ строкъ—попевокъ и ихъ комби-цш и сопоставления съ текстомъ въ зна-менномъ пеши всецело подчинена требо-нашямъ богослужебнаго текста, и самый характеръ ихъ, движеше и ритмическое разнообраз1е обусловливаются также харак-теромъ содержашя текста (гЬснопешй. Въ местахъ описательной речи текста мелод1я зпаменнаго распева почти приближается къ речитативу, нъ местахъ богословство-вашя о возвышенныхъ и глубокихъ тай-нахъ дела спасешя человека, въ речи о божественныхъ лицахъ Св. Троицы, о Пресвятой Деве Mapin, о священныхъ собы-Т1яхъ изъ жизни Пресвятой Девы и Ея божественнаго Сына папевъ этой части 1гЬсноиен1й возвышается до удивительна™, разнообразна™, высоио-художествен-наго, иногда едва уловимаго, ритми-чоскаго и мелодичсскаго движешя и построения. Въ ирмосахъ, напр., текстъ которыхъ большею частью исторически-довествонательцаго характера, мело;ия обы- кновенно проста и приближается къ речитативу. Въ песнопешяхъ дванадесятыхъ праздниковъ она более изысканна и торжественна. Въ местахъ, где релипозгое чувство выражается въ текстЬ, возвышается, мелод1я стремится вверхъ и уско-ряетъ движеше и ритмъ; въ местахъ же, где выражается текстомъ угнетенное со-стояше духа, настроеше покаянное и глубокая мольба, мелод1я вращается въ низшей певческой области, въ ритме замедленному въ движенш умеренном1!., въ характере строгомъ. Соотв1’>тств1е мелодш съ содержашемъ текста такъ строго наблюдается въ знаменномъ распеве, что не редко одни и тЬже выражешя священнаго текста сопровождается одними и теми же мелодтями. При близкомъ соответствш содер-жашю и характеру богослужебныхъ nf.CHO-nt.Hifi, мелодш знаменнаго распева имеютъ все те качества и свойства, которыя требуются церковнымъ предашемъ отъ настоящая церковно-богослужебнаго пЬшя, именно: внятность и вразумительность произ-ношешя, ясность и выразительность мысли текста, простоту музыкальнаго построешя; 6e3cmpacmie и важность характеры, короче—оие имеютъ характеръ богослужебной. церковности, свойственный и другимъ церковнымъ предметамъ и учре-жден1ямъ. Литература. Пр. Д. Разумовскш: «Церковное irbnie въ России. Св. В. Металловъ, «Аасука крюкового пишя»? его же, «Осмогла-cie знамен. распъва·». Вознесенскш Же,, «О церкошюмъ rrbiiim, вып. l-i.iii--«Большой и малый .шаменн. раоп» 10. Арпольдъ, «Tcopiii дренне-руескаго иЬшл». С. Омоленскгй, еАзбука А. Меяенца съ объяснениями it npirsiT.-чашямп» Свят. А Мгтъропольскт. ЗНАМЕНСК1Й Петръ Васильевичъ—быв-mifi заслуж. ордин. проф. казанской дух. академш по каоедре русск. церк. исторш, докторъ церк. ист., плодовитый и высокоталантливый писатель по исторш русск. ц., родился въ Нижнемъ-Новгороде, въ семье д1акона, въ 1836 г.; образоваше получилъ въ нижегородок, дух семинарш и казанск. дух. академш. По окончанш академш вторы мъ магистромъ въ составе VIII курса въ 1860 г., 3. былъ назначенъ въ самарскую семинарш преподават. философш; черезъ годъ (22 авг. 1861 г.) переведенъ въ ка-запск акад, баккалавромъ математики; на-