
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
419 ЕЛИСА БОГОСЛОВСКАЯ ЕЛИСА 420 жизни все испытали на себе более или Mente перемену власти. Белое духовенство прежде всего почувствовало это. Въ аннинское правлеме Св. Синодъ напрасно добивался освобождешя служителей церкви отъ неприличныхъ ихъ сану и тягостныхъ обязанностей, какъ-?? обязанностей полицей-скнхъ и постойныхъ повинностей. 7-го апреля 1742 г. императорскою резолющею священно и церковно-служнтели освобождались отъ хождешн съ рогатками на караулъ и на пожары, а дома ихъ отъ постоя. Въ 1746 году малорошискос духовенство, много терпевшее отъ содержали въ евоихъ домахъ солдатъ. отъ дачи подводъ для войска и разныхъ незаконных!, обидъ и на-логовъ воепныхъ властей, особымъ прави-тельственнымъ указомъ получило свободу отъ всЬхъ этихъ тягостей. Въ 1742 году императрица положила милостивую резолюцию па докладъ Синода о сказывающихъ ложно « слово и дело* священнослужите-ляхъ, и отселе, вместо позорнаго для нихъ слфдств1я въ тайной канцелярии за «слово и дело», духовенство стало подсудно духовному суду, исключая случаевъ явной политической престунности. А въ прошлое время много жертвъ поглотила на этой почве тайная канцеляр1я. Въ томъ же 1742 году, по поводу жалобъ сибирскаго духовенства на пригЬснешя свгЬтскихъ коман-дировъ, запрещено было брать духовныхъ лицъ въ свётсшя судебныя места по ка-кимъ бы то ни было д1;ламъ, кроме тяж-кихъ государствениыхъ преступлен]’», безъ сношешя съ епарх!альнымп начальствами. Честь духовнаго сана также ограждалась правительствомъ, и лица, виновныя въ ея оскорблен]и, получали строгое наказаше. Въ 1757 ? оду два помещика рязанской гу-бернш, призвавппе къ себе священника якобы для пртбщешя и надругавпиеся надъ нимъ и св. дарами, приговорены были къ наказанш шпицрутенами сквозь строй въ 1000 челов'Ькъ 6 разъ и къ 10 годамъ казенныхъ работъ. Матер1альная обезпе-ченность духовенства тоже не была со-вс'Ьмъ забыта. Въ этомъ отношенш пра-вительствво заботилось о пад-Ьленш ирп-ходскихъ церквей землею. Въ 1754 г. при новомъ межеванш земель велено было все церковныя земли межевать къ тймъ цер-квамъ, къ которымъ он1; приписаны по писцовымъ книгамъ, а къ церквамъ, по-строениымъ после писцовыхъ книгъ, отмежевывать определенное (по указу 1680 г.) число земли изъ земель помйщичьихъ. Б1зд-ныя церкви, нользовавнпяся помощью правительства въ виде ружнаго жалованья и со временъ Петра получавния половинный окладъ, въ 1756 г. получили разр-Ьшеше па окладъ полный. Однако общее направлеюе законодательства по отношение къ белому духовенству держалось на почве петровскихъ узаконе-1пй. Смягчая суровость немецкаго режима, правительство императрицы Елисаветы не отказывалось бороться съ такими сторонами его жизни, которыя ему казались поставленными ненормально. Нечего и говорить, что бродячее духовенство ‘подвергалось энергичному преследованно. Съ этимъ зломъ боролись давно, и въ 1755 году пъ подтверждете ирежннхъ . распоряжен1й вел'Ьно было бродячихъ священниковъ въ Москве и Петербург!; забирать и представлять въ Синодъ. За держаше ихъ у себя Синодъ назначилъ 50 руб. штрафа Въ 1761 году запрещено было пускать ихъ даже иа ночлегъ. Но правительство предпринимало и так1я меры, противъ которыхъ церковь протестовала. Светской власти все казалось, что въ духовномъ сосло-?ie много людей праздныхъ. тунеядцевъ. При Петре 1 и АннгЬ 1оанновнгЬ таковыхъ безпощадно разбирали, записывая въ по душный окладъ и солдаты. Разборы анншь скаго царствовашя отличались особенной жестокостью При Елисавете духовенство подверглось опять этой растасовке. Правительство того времени строго проводило принципъ, что вольныхъ людей въ государств!; быть не должно, что каждый дол-жепъ нести определенное «тягло» Поэтому 50-е годы ????? века.были временемъ за-крепощешя множества вольнаго крестьянства. Съ такой точки зрешя смотрели и на духовенство. Въ 1744 году велею было учинить перепись и всЬхъ не служа-щихъ священно-служительскихъ детей и излишнихъ причетниковъ съ детьми ихъ расписать въ цехи, посады, на фабрики и заводы, на помгЬщиковъ или въ военную службу, кто кудапожелаетъ,гЬхъже, кого никто не захочетъ записать за собою, отдать—годныхъ въ солдаты, а негодныхъ на