
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
339 340 дывающую. Первая даруется независимо отъ достоинства и заслугъ человека;· по словамъ «Послашя восточныхъ naTpiap-ховъ», она «путеводитъ всЬхъ»- Д^йсгае ея заключается въ томъ, что она «доста-вляетъ человеку познаше божественной истины» и указываетъ «повелЪшя, необходимо нужныя для спасения»; все это совершается черезъ Слово Бож1е. Действие благодати оправдывающей заключается: въ оправдаши человека, какъ внутреннемъ очищенш его отъ гр'бховъ и въ освященш его посредствомъ таинствъ, какъ возведенш на высшую ступень нравств. совершенства. Благословеше—этимъ словомъ обозначаются: въ собственномъ смысла благо-словеже(Ефес. 1,3); благотвореже (2 Кор, 9,5); изобшйе, приходящее отъ Бож1Я благосло-вежя (2 Кор. 9, 6); благод^яже нуждающимся; позволеше, взятое отъ старшаго, напр., д1акономъ отъ священника, инокомъ отъ игумена. Благословеше—bhImuhiu знакъ преподашя благодати Св. Духа. Оно совершается черезъ осЪнеше крестомъ, еванге-Л1емъ, св'бчею, иконою, хл'ббомъ-солью. Благословеше именословное есть то, при которомъ сложеше перстовъ благословляющей руки образуетъ главныя буквы имени 1исуса Христа: Ic. Хс.; iepeft благо-словляетъ одной правой рукой, apxiepeft— обеими. Благословеше хл’Ьбовъ, пшеницы, вина и елея совершается во время всенощ-наго бд1зшя. Прежде, когда всенощное бщЬ-HIe продолжалось всю ночь, благословеше хл'ббовъ совершалось для подкр^плешн силъ молящихся. Теперь же оно совершается для испрошежя милости Бож1ей на плодородее земли и умножеже плодовъ ея. ХлЪбовъ для осв'Ьщенея обычно полагается пять въ воспоминаше тбхъ чудесныхъ пяти хл'Ъбовъ, которыми некогда Господь 1исусъ Христосъ насытшгь 5.000 чело-вЪкъ въ пустыни. Благословенная грамота — письменное дозволеже отъ архиерея на построежя вновь и освящеже храма. Съ грамотъ такого рода были прежде собираемы пошлины, ко-торыя уничтожены въ 1765 году, какъ не-приличныя церкви; вел'Ьно давать грамоты о построены и освященш церквей безденежно, какъ видно изъ доклада комиссии, утвержденнаго Екатериной II Иначе эта грамота называется Храмозданною. Благотворительность—одно изъ проявлена любви христианской, когда челов^къ оказываетъ благодЪяшя и поддержку нуждающемуся въ этомъ, безразлично, бу-детъ ли это нужда духовная или т'Ьлесная Важное значеже подобной помощи и поддержки непререкаемы. Конечно, и нехри-спанинъ долженъ бы сознавать, что онъ обязанъ благотворить им^ющимъ матер! альную или духовную нужду, но въ действительности только одно хриспанство Д’Ълаетъ возможной истинную благотворительность. Наша жизнь на -земл^. И потому, какъ самимъ намъ слЪдуетъ устраивать ее такъ, чтобы она соответствовала истинному своему назначежю, такъ надле-житъ помогать въ томъ же и другимъ, если наша помощь будетъ уместна и плодотворна. Христианская благотворительность, при томъ, не должна носить характера случайности, а должна основываться на возможно лучшемъ ознакомлении съ нуждами неимущихъ. Она не должна проистекать изъ какихъ-либо суетныхъ побу-ждежй; ея основой должна служить самоотверженная любовь; какъ явлеше спец!-ально хриспанское, благотворительность у языческихъ народовъ была мало развита и носила, при томъ, эгоистический характеръ. Что касается евреевъ, то у нихъ благотворительность им1зла нащональную, законническую окраску, а въ поздн^йиня времена она являлась чисто показной. Благотворительность развилась во всей своей нравственной привлекательности лишь во времена христ1анства. Она носила характеръ и частный и общественный. Христь анская благотворительность, все более расширявшаяся, создала на Востоке целую сЬть такъ называемыхъ «странно-пршмницъ». Съ ростомъ монашества все большее и большее значеше въ деле благотворительности получали монастыри. Вообще, хриспанская церковь оказала огромную услугу въ ту эпоху, когда подъ на-поромъ различныхъ вн'Ьшнихъ д1зйств1й западныя государства представляли печальную картину. Въ последующее время благотворительность христ1анская достигла еще большихъ размеровъ и окончательно упорядочилась. Что касается благотворительности въ Россш, то она всегда отличалась особенно широкимъ характеромъ. Образцомъ въ этомъ отношенш служили князья и цари. Центрами благотворительности въ древней Руси служили церкви и монастыри, при дЪятельномъ участш част-