
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
819 АНТ богословская АНТ 820 ¦замгЬчаетъ опъ въ 9 гл. П кн. своей Церков. Ист., разд'Ьливъ поющихъ на две части, научили нхъ попеременному niiriio псалмовъ Давида». Никита Хошатъ нонимаетъ показаше Веодо-рита въ томъ смысла, что Флавханъ и Дюдоръ перевели ант. ??&??? псалмовъ съ сирскаго языка на греческш Въ IV ст. ант. nimie псалмовъ было уже во всеобщемъ употребленш на востоке, было известно церквамъ Египта, Ли-вш, Палестины, Фшпши и Сирш. Въ этотъ и слЪдуюнце века оно входило въ составъ всякой службы, — утрени, всенощныхъ бденш и литурпи. Такъ, Василш В., описывая въ 63 письме къ неокесаршскому клиру различные виды утренняя псалмоп'Ьнш, между нрочнмъ зам-бчаетъ, что присутствующее, разделяясь на две стороны, поютъ попеременно. Объ употреблении ант. на всенощныхъ бдешяхъ свид4-телъствуетъ Сократъ въ 8 гл. II кн. Церков. Истор., замечая, что оно введено 1оанномъ Златоустомъ, думавшимъ этимъ затмить apiam». Определенное и ясное сказаше па ант литурпи находится въ бесйдахъ 1оанна Златоуста на 41 и 117 пс., въ дЬянхяхъ константинопольская собора 536 г. и у 1оанна Постника (t 595), называющая ихъ проречешями пророковъ. У перечислен-пыхъ писателей нетъ только даяныхъ для определения числа ант. и ихъ со-держашя. Впрочемъ, 1оанпъ Златоустъ упоминаетъ о пасхальпыхъ ант., «сей день, его же сотвори Господь», н объ ант. пенш на литурпи пс. 14-5; рав-нымъ образомъ можно предполагать, что на утрени у Васшпя В. былъ петъ 62 пс. Указашя более определенная характера встречаются въ намятникахъ позднейшая времени. Такъ, «Краткое изъяснеше церковныхъ действш и вещей св. Германа» по списку XI ст. упомипаетъ о трехъ ант. литурпи, заимствовапныхъ изъ псалмовъ 91, 92 и 94, а «Разговоръ о священнодей-ствхяхъ и таипствахъ церковныхъ» Симсопа Солунскаго, кроме того, — о трехъ ант. песнеяной вечерни и утрени. Въ соответств1е этому и въ современ-номъ употребленш антиф. разделяются на ант. вечерни, или ант. каеизмъ, ант. степенны, или ант. утрени и, наконецъ, ант литурпи. Последше въ свою очередь подразделяются на вседневные и праздничные. Первый изъ повседнев-ныхъ ант. состоитъ изъ 2 п 3 ст. 9 пс., второй — изъ 1 и 2 ст. 92 пс и тре-тш — изъ 1 —3 ст. пс. 94. Ант праздничные состоять изъ псалмовъ соответ-ствующихъ воспоминаемому событпо, раскрывающихъ смыслъ праздника. Ант. изобразительные поются въ дни празд-никовъ съ великимъ славослов1емъ, полхелемъ, въ предпразднства, по-празднства и отдатя праздциковъ, въ дни всей Пятидесятницы и въ недели (воскресенья), если только въ нихъ не случится дванадесятая Господня праздника. Первый изъ этихъ ант. состоитъ изъ пс. 103, второй изъ 145; третш ант. составляютъ блаженны. Въ западной церкви ант, пгЬте псалмовъ было введено АмвроЫ.емъ Медю-ланскимъ и изъ миланской церкви проникло въ друия. Такъ, изъ 30 прав, ажскаго собора видно, что во Францщ въ конце У в. пелись на литурпи ант., при этомъ въ правиле замечено: si cut ubique fit, какъ везде совершается. И действительно, въ томъ же пятомъ столетш мы находимъ ант. неше въ Риме, при папе Целестине (f 432), установившее петь ант.- на литурпи при входе. Несколько позднее Григорш Великш выбралъ изъ псалмовъ для ант. стихи и учредилъ петь между евангелхемъ и апостоломъ стихи изъ степенная псалма. Объ употреблении ант. на вечернемъ богослуженш говоритъ уставъ Бенедикта нурсшскаго (f 543). Название ант. римская церковь усвояетъ также песноп'Ьшямъ, испол-няемымъ во время приножешя даровъ ы прхобщешя. А. Петровскш.