
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
801 ???? энциклопедгя. <ШТ 802 им'Ьющю мощей. Указашя на это на-1 ходимъ у Никифора Исповедника: «соб- j ственно же полагаются па техъ трапезах.!,, коихъ освящеше пе освятило»; Ioanna, еп. китрскаго: «антиминсы полагаются на техъ св. пре:Зтолахъ, которые не освящены»; naTpiapxa коп-стантинонольскаго Мануила: «нетъ необходимости полагать антим. на все священныя трапезы, а только па те, о которыхъ неизвестно, освящены one или нетъ»; Матвея Властаря: «антиминсы полагаются главнымъ образомъ на техъ престолахъ, которые не освящены» и въ греческихъ требникахъ. Шследше требуютъ, чтобы по освя-щепш храмовъ антиминсы лежали на престоле только семь дней, въ продол-жете которыхъ на нихъ должна быть совершаема литурпя; по прошествш же этого срока антиминсы снимались, и литурпя совершалась на одномъ или-тонё (Goar. ?????????? p. 844). Но на основаиш Матеея Властаря: к полагались главнымъ образомъ» некоторые предполагаюсь, что ант. возлагались иногда и на освященные apxiepeeMb престолы и въ этомъ случае не имели мощен. Употребляемые въ греческой церки акт. делались, по словамъ Симеона Солунскаго, изъ льна, имели на краяхъ изображения евангелистовъ, а ташке надпись: «жертвенникъ святаго, имярекъ, священнодействовавшься отъ naTpiapxa, имя рекъ, месяца коего и въ лето кое». Приготовлеше, хранеше и выдача ант. лежали на обязанности такъ называемаго «начальника анти-минсовъ». Что касаетея употреббешя ант. въ русской церки, то оно, по всей вероятности, современно въ ней введенйо христ!анства. По крайней мере въ настоящее время имеется ант- XII ст. Какъ и въ греческой церкви, въ апт. влагались мощи, зашиваемыя въ ме-шечекъ, прикрепляемый то съ лицевой, то съ исподней стороны ант. Иногда на немъ делалась надпись: «тутъ мощи» Сообразно съ практикою греческой церкви ант. этого рода полагались на престолахъ, не пол учив ишхъ благодати епископскаго освящешя. Престолы же. освященные епископомъ, аитиминсовъ первоначально не имели. Прямое указаше на это находимъ въ требнике времени натр. Ныкона, буквально повторяющемъ вышеприведенное требоваше греческихъ требниковъ. Но подобный обычай держался не особенно долго. Исключешя изъ него встречаются еще въ глубокой древности (ант. XII. ст пе имеетъ мощей; подобные асе антиминсы XV* и XVI в. хранятся въ ризницахъ казанскаго, новгородскаго арх1ереискихъ домовъ), а въ конце XVII ст. становятся обыч-нымъ явлешемъ Какъ думаютъ, на Московскомъ соборе 1675 г. было сделано постановлено возлагать ант. на все престолы безъ исключешя, въ томъ числе и иа освященные арххереемъ. Только по определенно собора ант. последняго рода должны быть безъ мощей. Сообразно съ этимъ постановле-шемъ въ современномъ Чиновнике говорится: «идеже церковь ставится са-мимъ apxiepeeM'b, тамъ полагати анти-минсШ безъ мощей». Вместе съ обы-чаемъ употреблять ант. русская церковь заимствовала отъ греческой и чинъ ихъ освящешя. Въ Чиновнике apxiepeflcitaro священнослужешя, после заглав1я: «возследоваше, како освя-щати ант. Apxiepeio...»,—замечено, что «возследоваше» переведено съ грече-скаго письменнаго Чиновника, но съ какого именно, не указапо. И только въ одномъ изданш даннаго «возследо-вашя», вполне сходномъ съ шевскимъ издашемъ 1862 г., сказано, что оно «нереведено съ греческаго письмениаго Чиновника святейшаго Киръ Панс1я Папы и Патр1арха Александршскаго и судш вседенныя» Такъ какъ опъ былъ современникомъ патр. Никопа, то изъ этого следуетъ, что современный чинъ освящешя ант. восходить къ XVII в Подтверждешемъ этого служить одна рукопись волынской дух. сем., излагающая его въ томъ самомъ виде, въ какомъ имеемъ теперь. Нечто иное представляетъ порядокъ положешя освященнаго apxiepcMb ант. на пре-столъ. Въ то время какъ въ греческой церкви священникъ не повторялъ при этомъ совершеннаго епископомъ,—въ русской, по требнику патр. 1осифа. онъ 2 fi