
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
653 ВЛЕММ ЭНЦИКЛ0ПЕД1Я. В1ЕММ 654 по приказашю В., затворилъ двери из-вяутри храма и заградилъ ей входъ въ него. Вспыхнувъ отъ досады и гнева, Фригга, въ сильпомъ волне ein и съ жаждой мести, отправилась съ жалобой къ царю и, крича, что оскорблеше, ей нанесенное, простирается и на особу царя, требовала, вместе съ придворными, подвергнуть В наказа-нш. Но царь, весь въ слезахъ и въ полномъ сокрушенш о своихъ грЬхахъ, сказалъ: «зачЬмъ вы советуете мне наказать человека праведнаго?—Я самъ дадъ поводъ безчестить и себя, п свое достоинство п подучаю приличное воз-мезд1е: злыя семена приносятъ свои плоды». Никифоръ не разъ отказывался отъ предлагавшихся ему архгерейскихъ каеедръ (охридской, ефесской), изъ-за любви своей къ уеданешю отъ Mipa и къ ученымъ занят1ямъ. Въ 1255 году, но смерти naTpiapxa Мапуила II, общш голосъ духовенства и народа указалъ на В., какъ па достойнЬйшаго его преемника. Царь беодоръ раздЬлялъ общее желаше и предложилъ В. патргаршую каеедру въ Никое. Но самъ Никифоръ былъ больше, чЬмъ равнодушенъ къ патр1аршеству и отказался отъ высо-каго 8вашя, такъ какъ при своей истин-иой релийозности и твердости нрав-ственныхъ убежденШ никогда не могъ бы сделаться послушнымъ слугою царя во всемъ. чего бы тотъ ни потребовалъ отъ него. До конца своей жизни, последовавшей около 1272 года, Никифоръ прожилъ въ своемъ монастырь, пользуясь болыпимъ уважешемъ и народа и монаховъ. Вообще, это былъ рЬдкШ ученый, глубоковЬруюнцй бого-словъ и аскетъ. Учено - литературныя произведешя Никифора В. очень многочисленны и относятся къ разряду философскихъ, богословскихъ, географическихъ. рито-рическпхъ и поэтическихъ. 1. Изъ философскихъ сочиненш Никифора В. известно руководство по логике и физикЬ (^??????????? ???????? ?????? ? ?: ??????? ???????, ??????? ?': ???? ??????? ?????????»), Это Сочинеше, судя но мпогочисленнымъ его спискамъ, сохранившимся до настоящаго времени, было очень распространено въ византШ- скую эпоху и, вероятно, служило школь-нымъ учебникомъ. Ученый Прантль говорить, что логика В.—одна изъ луч-шихъ книгъ этого рода и, несомненно, влшла на развние логической науки на западЬ Европы (Geschichte d. logik im Abenlande, 395). Другое руководство В.—по физике, какъ сообщаетъ ученый Гейзенбергъ (см. ниже), теперь известно подъ именемъ Георпя Валлы, заиаднаго писателя XV—XVI в., который заимствовалъ его у В. и, безъ указа-П1Я источника, внесъ въ свою физю-лошю, поместивъ его въ последнихъ двухъ книгахъ. Кроме того, В. принадлежите сочинеше о философш Порфи-р1я. Но, къ сожалЬнш, философстя нроизведешя Никифора еще недостаточно изучены, хотя имеютъ немалый интересъ для уяснешя философскаго движешя въ Византш въ ХШ веке. 2. Богословскгя сочинешя В. разнообразны. Прежде всего, извЬстны два полемическ1я его сочинешя объ исхо-ждети Святаго Духа. Еще въ визан-тШскую эпоху объ этихъ сочинешяхъ высказывается мнете, что они написаны въ духе латинскаго учешя объ этомъ предмете. Историкъ Никифоръ Григора разсказываетъ, что Константинополь сшй патргархъ 1оанпъ Веккъ (см. о немъ), сначала враждебно относившийся къ латинянамъ, когда ознакомился съ сочинешями В., совершенно изменилъ свои воззрешя и, изъ врага латинянъ, сделался ихъ сторон-никомъ и другомъ (кн. У, гл. 2). И въ «Исторш византшской литературы» Крумбахера прямо говорится, что Никифоръ высказывалъ въ своихъ сочи-нешяхъ въ защиту латинскаго учешя, основываясь на творешяхъ Аеанас1я Александршскаго, Васил1я Великого, Григор1Я Наз^анзина и Кирилла Александршскаго (§ 27). Но тутъ же добавляется, что В. въ своей практической деятельности былъ врагомъ латинянъ, Григора сообщаетъ, что Никифоръ пи-салъсвои полемичесшя сочинешя тайно. Невольно возникаетъ недоразумеше, ка-кимъ образомъ В., человекъ глубоко-ре-лигшзный и нравственный, могъ действовать неискренно, двулично и притомъ— ко вреду православ1я? Какъ прими-