
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
431 ВИЗАН вогооловокая ВИЗАН 432 гипале. Изъ визаиийскихъ хроногра-фовъ известны: 1оанпъ Малала (VI в.), 1оаннъ Анийохшскш (YII в.), неизвестный авторъ Пасхальной хроники (VII в.), Теорий Амартолъ, Оеофанъ 14сиоведникъ (IX в ), продолжатели Оеофана (Theopharies continuatus, X в.), иатр1архъ Ншшфоръ (IX в.), Симеонъ магистръ и логооетъ (X в.), Ловъ Грам-матикъ, 1оаннъ Скилица (XI в.), Теории Кедринъ, 1оаппъ Зонара (XII в.), Колота нтинъ Манасси, Мнхаилъ Глина, Ефремъ (XIII в.) и друие. Въ В. никогда не замирала и фило-софгя. Но она развивалась здесь преимущественно ВЪ СВЯЗИ СЪ 60Г0СЛ0В1-емъ, которому и помогала своими методами въ разработке догматики и нравоучешя. Свободный нолотъ философской мысли въ В. порвался вместе съ закрьшемъ философской школы въ Аенпахъ (529 г.). Новая струя фило-софскаго движешя наблюдается лишь въ эпоху св. 1оанна Дамаскпна (VIH в.), который первый Неразрывно соедипилъ философпо съ богослов1омъ въ догматической своей системе. Въ XI веке, подъ вл1ящемъ изучешя Аристотеля и Платона, въ В. вновь возродилась философская деятельность, которая и не прекращалась вплоть до падешя имперш и отразилась потомъ въ гумани-стическомъ движении Запада. Изъ ви-заитшскихъ философовъ известны: Ми-хаилъ Пселлъ (XI в.), 1оаннъ Италъ, Яикифоръ Влеммидъ (XIII в.), Теорий Пахимеръ, Оеодоръ Метохнтъ, Ники-форъ Григора,Геннадш,Плиеонъ(ХУ в.) и друие. Далее, византшцами разработывалась и географгя,какъ научная (Козьма Ин-дикоплевстъ—VI в.), такъ и практическая, въ виде руководствъ, каталоговъ и картъ для нуждъ церковныхъ, госу-дарственныхъ и коммерческихъ, фило-логгя въ различныхъ ея разветвлень яхъ (грамматика, метрика, изучеше древнихъ авторовъ и пр.), юриспруденция, медицина, математика, астрономия, зоологгя, ботаника, археологгя, алхимъя и военное искусство. Литературный произведешя византШцевъ, относящаяся къ этимъ наукамъ, многочисленны и разнообразны и илгЬютъ не одинъ только исторпческШ инте-ресъ. Очень важное значеше принадлежим светскимъ ораторскимь произие-детямъ (речи, похвальный слова, эпи-тафш, Д1алоги), въ коихъ трактуются вопросы богословского, философскаго, политическая, историческаго, сощаль-но-экономическаго характера (Фотш, Никита и Михаилъ Акомилаты, Евста-е1Й Солунскш н весьма мноие друие). Наконецъ, отъ византхйцевъ сохранилось очень много писемъ, которыя изоб-ражаютъ интимную жизнь общества, знакомятъ съ деятельностью частныхъ лицъ. принимавшихъ то или иное уча-cTie въ HCTopin, оцениваютъ правительственный! меропр1ят1я и т. д. Особенно важны письма Оеодора Студи-та, Николая Мистика (X в.), ?????, Оеофилакта Бол гарскаго, Михаила II седла, Н. и М. Акоминатовъ, Мануила Палеолога и др. Византайская поэзгя разделяется на церковную и светскую. Церковная поэзгя достигла въ В. замечатедьнаго совершенства, какъ въ отношешн формы, такъ и въ отношеши силы, живости и оригинальности творчества. Замечательными составителями церковныхъ песноиенШ были: Романъ Сладкопе-вецъ (VI в.), патр1архъ Серий, Софро-тй 1ерусалимстй (VII в.), Андрей Критскш, 1оаннъ Дамаскинъ и Косьма МайюмскШ. Церковная ноэз1я визан-тШцевъ почти во всемъ объеме перешла къ темъ народамъ, которые приняли отъ нихъ и христ1анство. Свгът-ская поэзгя была также очень разнообразна и выразилась въ созданы исто-рическихъ поэмъ (Георий Писида( VHb.), Оеодос1й (X в.), 1оаннъ Геометръ), ли-рическихъ стихотворений, одъ, сатиръ, эпиграммъ, драмъ н трагедш (Оеодоръ Продромъ, Мануилъ Филнсъ, 1оаннъ Цецисъ, Никифоръ Григора, Акиндинъ и весьма мноие друие). Были у ви-зантшцевъ свои повести и ромапы, народныя песни, животный эпосъ и друия произведешя народнаго творчества, изследоваше коихъ чрезвычайно любопытно поставить въ связь съ литературой западно-европейской и особенно . славянской, на которую визан-тШская литература имела чрезвычай-