
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
425 ВИЗАН энциклопедш. ВИЗАН 4*26 тШ Неапольскш и Анастасы Синаитъ) и въ XIV (Оеофанъ Никейсшй, 1оаннъ Кантакузипъ, Матеей Властарь), а за-вершешемъ ея служитъ аполопя кон-стантинопольскаго naTpiapxa Геннад1я (XV в.) Изъ помЪстныхъ церквей наи-болынимъ внимашемъ византшскихъ бо-гослововъ пользовалась церковь армянская, которую они стремились склонить къ принятш догмата о двухъ есте-ствахъ во ХристгЬ (Фотш, Никита Ви-зантыскш, Оеор1анъ, Евеимы Зигавинъ и Никита Хошатъ). Наконецъ, визан-тшсше богословы полемизировали и съ исламомъ, изобличая его ложь въ учены и жизни. Дал^е, въ Византы раз-работывалась герминевтнка, даже съ критикой текста Священнаго Писашя. Толковашя предлагались или въ гер-миневтическихъ сборникахъ, или же въ отдЬльныхъ сочинешяхъ, а иногда въ вопросахъ и ответахъ. Въ экзеге-зисе византшцы преимущественно держались древнихъ отцевъ церкви, но и иные были оригинальны въ своихъ воззрешяхъ. ГерминевтическШ ме-тодъ находился въ зависимости отъ древнихъ богословскихъ школъ—але-ксандрыской и антюхШской. Наибольшее число толкователей жили въ VI и VII векахъ, а именыо: Прокопш Газ-ск1Й, Олимшадоръ, Косьма Индикоп-левстъ, Максимъ Исповедникъ. Знаменитыми экзегетами также были: 1оаннъ Дамаскинъ, Фотш, Арееа Kecapiflcido, НкуменШ. При Комнипахъ процветали Оеофилактъ, арх^епископъ болгарскш, и ЕвеимШ Загавинъ; были представители этой дисциплины и при Палео-логахъ (Никифоръ Каллистъ, Ники-форъ Григора, Оеодоръ Мелитишотъ). Византшцы писали схолш и на творешя отцевъ и учителей церкви, благодаря чему, сохранились мноия произве-дешя хританской древности. Большого развит1я въ Византш достигли аске-тика и мистика, которыя были любимыми предметами литературныхъ запятой византШскихъ монаховъ. Этотъ родъ литературныхъ произведешй основывался, кроме Писашя, на творешяхъ св. отцевъ и соборныхъ определетяхъ. Любимой формой аскетическихъ про-изведешй были «главы», т. е., неболь- mie афористичесше отделы, распола-гавнпеся по сотнямъ и называвшиеся «практическими», «познавательными» (????????) или «богословскими» главами; иногда въ сочипенш совмещались все эти три вида. Для той же цели употреблялись вопросы и ответы, а также монастырсме уставы, въ копхъ. кроме богослужебныхъ и дисциилинар-ныхъ предписаны, нередко заключались и указашя монахамъ нравствен-но-аскетическаго содержашя. Тогда какъ аскетика преимущественно. определяла внешшя многоразличныя обязанности хрпст1анской жизни вообще и монашеской въ частности, указывала идеалы монашества и способы ихъ осуществле-шя, подразделяя дела человЬчесшя на добродетельный и порочныя, мистика изследовала релииозную жизнь хри-стханина въ ея сокровенныхъ проявле-шяхъ, изучала внутреншя движешя души человеческой, раскрывала нравственную природу души самой въ себе и въ ея отношены къ Богу. Наибольшее число произведешй изъ области нравственнаго богословья относится къ аскетнке. Основой воззренш византш скихъ писателей — аскетовъ служитъ учете Васшпя Великаго, а также мысли аскетовъ IV и V ве-ковъ. Такъ, Оеодоръ Отудить называешь своими руководителями преж-нихъ аскетовъ—Марка и Hcairo, дру-rie следуютъ Нилу, Макарш, Д1адо-ху, Исидору Пелусюту. Писатели-мистики основываются на трудахъ Дюни-С1я Нсевдоареопагита. Самымъ заме-чательнымъ изъ нихъ былъ Максимъ Исповедникъ, который создалъ оригинальную мистическую систему и считается главнымъ основателемъ визан-тШской мистики- Изъ другихъ писате-лей-аскетовъ и мистнковъ известны; 1оаннъ Лествичникъ. Симеонъ Новый Столпникъ, Оаласс1Й, Симеонъ Новый Богословъ, Никита Стиеатъ, Григорш Синаитъ, Николай Кавасила. Далее, ни одна, кажется, отрасль византШскаго богословскаго знашя не имела столь многочиеленнаго собрашя памятниковъ, какъ церковная риторика. Проповедничество составляло въ В. необходимую принадлежность богослужешя. Про-