
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
339 ВЕЧЕР богословская ВЕОИЛ 340 poet «Ныне отпущаеши». Кроме этихъ местъ, на веч. XIII ст. читалась современная входная При входе свя-щенникъ говорилъ: «благословенно вхо-ждеше Христа, истиииаго Бога нашего»; после этого д1акопъ—«Свете ти-xift святыя славы», а клиръ—«беземерт-наго Отца небеснаго». Въ числе мо-литвъ заключается особенность вечер, и XIV ст Судя по словамъ митрополита Кипрхана въ послашп къ игумену Аоа-нас1ю, ихъ было уже шесть, «седьмая выходная, а осьмая по исполнеши ве-чернея и по возглашены»; въ служеб-иикахъ лее ихъ насчитывается еще более: въ однихъ — одиннадцать, а въ другихъ десять. Въ служебникахъ, имеющихъ одиннадцать вечернихъ мо-литвъ, къ нынешпимъ девяти прибавлены две друшя: молитва «благосло-венъ еси, Господи, сведый умъ человечье, встречающаяся въ чине вечерни по некоторымъ греческимъ спискамъ, и молитва прилежнаго молешя, читаемая на сугубой ектенш и находящаяся наряду съ вечерними молитвами въ богослужебномъ греческомъ памятнике XIV в.. — Тавтпконе Кантакузина. Къ числу особенностей веч. XIV ст. должно быть отнесено также и то, что одну изъ вечернихъ молитвъ, современную седьмую, по некоторымъ служебникамъ положено читать во время чтетя «Спо-доби Господи», а самую службу начинать возгласомъ «благословенно царство». Въ XV веке стала выходить изъ употреблетя практика предшествовавшая времени произносить нынешнюю седьмую молитву во время чтешя «Спо-доби Господи», и стала устанавливаться практика, близкая къ современной: седьмая молитва читалась непосредственно после шестой, а пятой являлась молитва—«Благословенъ еси, Господи, сведый умъ человечь». Все эти молитвы читались священникомъ, какъ и теперь, предъ царскими вратами; различ1е заключается лишь въ томъ, что въ настоящее время священникъ приходптъ изъ алтаря въ облаченш, а въ XV' в. онъ падевалъ на себя епитрахиль предъ царскими вратами. Къ особенностямъ веч. разематриваемаго времени должно отнести чтев1е молит- вы «прилежнаго молешя» во время сугубой ектенш, частое возглашеше словъ «миръ всемъ» и чтеше молитвы исхсгда «Блайй человеколюбче Царю, молимъ Тя прилежно, Господи Боже нашъ». Первая и третья особенность находятъ свое объяснеше въ практике греческой церкви, воспроизводимой вы-шеупомянутымъ Тактикономъ Кантакузина, вторую же некоторые припи-сываютъ вл1яшю западной церкви, но, по указашю евхолойя пр. Порфир1я Успенскаго, она не чужда и восточной, Чинъ вечерни XVI ст. не иредставлялъ, за очень немногими исключешями, никакой разницы отъ чина современной, Литература. Ыансветовъ, Церковн. Уставъ, его образоваше и судьбы въ греческой и русской церквахъ, 1S85. Мансветовъ, О ггЬспенномъ посл:Ьдоваши, «Прибаклетя къ Творешямъ св. отцевъ», 1880. Ill, IV. Сквор-иовъ, Историчесшя св^д^шя о вечернемь богослуженш. Руководство для сельскихъ пастырей. 1861 г. II. Одинцовъ, Порядокъ общественнаго и частпаго богослужения въ древней Россш до XVI в. 1881 г. Дми-тргевекгй, Богослужение въ русской цер* кви за первые пять в?ковъ. «Православный СобесЬдникъ». 1882. I—III. Дмитргевекш, Богослужеше въ русской церкви въ XVIв. 1884 г, Нечаева, О вечерп-Ь. 1875 г. А. Летровскт. ВЕОИЛЬ — одинъ изъ древнейшнхъ городовъ Палестины, игравшш важную роль въ исторической жизни древне-еврейскаго народа. Впервые о немъ упоминается въ библейскомъ разсказе о прибытш Авраама въ Палестину, хотя, повидимому, въ то время онъ но-силъ еще другое туземное назваше Лузъ. измененное уже позднее 1ако-вомъ, когда онъ после своего ночлега тамъ, ознаменовавшагося чудеснымъ сновидешемъ, иоставилъ камепный жер-твенникъ,назвавъегобет-элъ,т.е., «домъ или храмъБожш» (Быт.12, 8; 28,10—19) По возвращеши евреевъ изъ Египта, В. иредставлялъ собою уже весьма значительный городъ, одну изъ хапаанскихъ столицъ, такъ что завоеваше его потребовало значительныхъ усилш и времени (Суд. 1, 22—25). Свое значете онъ сохранилъ и по завоеванш его евреями, такъ что во времена судей тамъ временно находилась скиния, служившая центромъ релийозной жизни народа, а пророкъ Самуилъ во время