
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
261 ВЕККЪ энциклопедия. ВЕККЪ 262 писателя Никифора Григоры, былъ че-ловйкъ умный,—питомецъ красноречья и науки, наделенный дарами природы, какъ ннкто изъ современниковъ, въ частности—свободного и плавною pi чыо, гибкимъ и въ высшей степени наход-чивымъ умомъ Свою ученость и административную опытность В. всецело посвящалъ па пользу церкви и пользовался не только общимъ уваженьем!., но и «величайшею известностью», какъ гоноритъ другой византшекш историкъ Георгш Пахимеръ. Однако авторитетъ и вльянье натрьаршаго хартофилакса были непрьятны современному визан-тшекому императору Михаилу Палеологу (1261- 1282 г.). Д^о въ томъ, что императоръ, hl;t видовъ политиче-скихъ, затЬялъ известную Льонскую унььо съ Римомъ, но встрйтилъ въ этомъ сильное противодействие со стороны духовенства, монаховъ и народа. Иротинниковъ уньи сначала былъ и В., который открыто называлъ лати-няпъ еретиками и мужественно сопротивлялся царскому распоряженью вступить съ ними въ церковное обьценае. Царь старался склонить его на свою сторону и личными убеждениями, и доводами тогданышхъ ученыхъ, но напрасно: силою своею ума и слова В. совершенно спуталъ всёхъ, а возралее-Н1я апыонентовъ «распустилъ, точно Пенелопову ткань», такъ какъ «по гибкости ума, оборотливости языка н знанью церковныхъ догматовъ все предъ нимъ казались детьми» (Григора). Обманувшись въ свопхъ разечетахъ, Ми-хаилъ Палеологъ избралъ другой путь. Опъ прнказалъ схватить В. вместе почтп со всеми его родственниками и заключить въ тюрьму. Но В. и въ положены узника сначала не изменялъ православью.'Лышь после того, какъ онъ познакомился съ сочи нетями византш-скаго писателя Никифора Влеммида (см. о немъ), которыя, какъ написан-ныя въ сочувственномъ для латинянъ тоне, намеренно, по распоряженью царя, были посланы В. для прочте-шя во время заключенья, опъ поколебался въ своемъ правомысльи, пере-сталъ признавать унььо съ Римомъ гибельною для греческой церкви и сде- лался едпномышленникомъ цяря. Это не только даровало В. свободу, но и было причиной его возведенья па патрьаршьй константшюнольскьй пре-столъ, который оставался вакаптыымъ вследствье добровольнаго удаленья, изъ-за унщ, патрьарха 1осифа. «И вотъ тотъ, кто прежде былъ обоюдоострымъ мечемъ для латинянъ, съ грустью говорнтъ Григора, теперь, обратился въ противную сторону и сталъ имъ доставлять победу». Онъ п для царя сделался всемъ—языкомъ, рукою и тростью скорописца,—онъ говорилъ, нисалъ и излагалъ догматы въ духе латинства. Однако лее. полнаго едннешя съ латинянами у В. не было: оыъ далее не служилъ съ нгьмп, а въ возреньяхъ руководился· такъ называемой «эконо-мьей» (?????????), т. е. принципомъ снис ходеденья и нослаблешя, вызываемымъ нуледою и обстоятельствами времени. Въ званш патрьарха В. пмелъ большое вльянье на церьеовно - обьцо-ственпыя дела. Между прочимъ, ви-зантьйскье историки говорятъ, что В получилъ отъ царя право ходатайствовать предъ нимъ за лин,ъ, нуждающихся въ милости, несправедливо осужден-ныхъ и требуюьцихъ правосудия. И на-трьархъ необыьеновепно ревььостно и умело пользовался этнмъ своимъ пра-вомъ. Онъ неизменно всехъ выслушп-валъ по деламъ, требуюьцимъ царскаго вниманья, пнеалъ доклады и ыснравлялъ представленныя ему прошенья, старался вникать во все подробности делъ и отделить въ нихъ правду отъ лжп, а предъ царемъ, во время ходатайствъ, онъ унотреблялъ въ дело всю силу своего ораторскаго талаььта и даже олп-цетворялъ мольбы просителей и ихъ жалобы, стараясь возбудить въ царе свисхожтенье. Дерзиовеше патрьарха предъ царемъ было таьеъ Ёелико, что онъ одинъ разъ, встретивъ противо-деиствье царя своей просьбе, броенлъ ьеъ его ногамъ патрьаршьи жезлъ и по-шелъ въ соседньй монастырь, намереваясь тамъ и совсемъ остаться, а въ другой разъ въ храме, во время бого-служепья, на глазахъ прпсутствуьоьцаго народа, лишплъ царя антидора. Царь, уступая просьбамъ патрьарха. желав- fl*