Главная \ Русская мысль и речь: свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний \ 51-100

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
— 6S — амбаръ саломъ не сманишь: перервешь, а не выворотишь. Л1;с1;онь. Захудалый родъ. 20. < р. Какъ мыть церковная, лы голодны всегда, Исчахли мы—долой придала, скелеты. Пл. ОбоаовскЫ. Кшшьд lHyiicKie. 1Грологъ. 3. Шиедъ. 463. БЪдненьшй (голеньш'й) охъ. a за б%дненькимъ (голенькимъ) Богъ. . Ср. Бей, Оедорычъ, бей! A Митя все-таки будетъ говорит!,. . Бюдненьк!'й охъ. а за бпд-иенькимъ Бтъ\ А какъ Оедорычу придете» охать, то-то худо будетъ. " Лагоикиць. 10piii Мплосл;1ис];ш. 1, 10. 464. BtflHOCTb не порокъ (но хуже 'порока).—Зимой безъ шубы не стыдно, а холодно!—БЪдность не порокъ, а боль-опое свинство (шут.).—БЪдность не грЪхъ. а приводить въ посмЪхъ. Моок. ? р.\-, М. И. Д. Ср. Денегъ у ннхъ не было; конечно, это попрыгаю; но (Ъьдносшь не порокъ ‘ Тургеиевъ. Холостнкъ. а. С]). Хоть при богатства намъ есть также не-__ нр1лтства, Хоть говорить, что бедность ис порокъ; По вес ужъ, коль терн’Ьть, такъ лучше отъ богатства. Крыловъ. Откупщикъ и Саиожшпсъ. Сл. Руонщо пе дуракъ. а :юлото не луд-рецъ. ' ’ 465. BtAHOCTb учитъ. а счастье портить. Сл. Б?ды человека научаютъ мудрости. Сл. Нужда скачетъ. ' ‘ 466. BtflHte Ира. С]). Р1ечего и говорить, что Коршунов·!· (>ыл'!> беденъ ка%ъ Иръ. ' Салтыкоиъ. Сйиринкъ Похороны. Ср. Еслдбъ поднести i:ь общему итогу ого долги и его нлЪнш. fnin.) оказался бы бедпгье Ира. Дружшшнъ. ЗймЪт1:и ???????· туриста. 2, 8» Ср. Я очутился тогда, как·!.· Про, оъ со-еершеииомъ безденежью. llHceaicitiii. Люди сорокоиыхъ i одинъ. 3, 3. Сл. Итого. 467. Btflbi человЪка научаютъ мудрости.—(Горе научаегь).—Что мучить, то и учитъ. Ср. Обратную пословицу Идти въ науку, терпеть муку. Ср. Онъ страданнши тсавыкъ послушании, Еир. 5, Ь. См. Бедность учить, а счастье портить Сл Н'Ьтъ худа безъ добра. 468. Бежать, куда глаза глядятъ (куда-нибудь, лишь бы поскорее). Ср. Потребность уйти изъ современная реформированная губернскаго города оказывается потребностью весьма распространенною. Одп» просто готовы бн,жать, ¦куда глаза глядятъ. Гл. Усненскп!. Нояыл npcaieuu. и&глателг.-щнкн. 2. 469. БЪлая ночь—(иноск,. j безеонная. Ср. Если принять въ соображешс непре- рывный рядъ белыхъ ночей, проведенных/· Порфнрхелъ Павловичем! посреди удовольствий... какъ логъ еще (онъ) но сойти въ преждевроменную могилу... Григорович-!.. Проселочный дороги. 2, 3. Ср. Вчера было наше третье евпдаше. наша третья бплаяночъ.. Достоеоскхй. БЪлыя ночи. Ср. Воротился я долой уже въ четыре : часа, въ белую светлую, какъ днелъ, нетер бургскую ночь. Достоенскш. Диеиилкъ 1877 г. Янн. 2, 3. 470. Белая раса—(иноск.) б*Ьлокож1е, не черной, желтой или другой расы. Ср. Бтьлая раса, сильная христианской культурой, совершить мирную и безкровпую поб'Ьду надъ коспымъ желтолнцымъ воете-комъ... И. Быстрепиш.. Грядущая опасность (Погости, ! 23-го iio.iJL 1000 r.) ! См. ,Желтая опасность. 471. Бе(е)лены объ-Ьлся — (иноск. j ошалЪлъ. Ср. Беленишься, сумасбродить. Ср. Она опять забеленнла: все, бывало ¦ уходить на чердакъ. въ чуланъ п сверху in j слуховое окно въ даль смотрптъ... Л'Ьскопъ. Захудалый родъ. 1, 1*2. Ср. Стойте! но вдругъ! белены вы обь-\ ¦ib.nwb? Некрасонъ. Длдшшка Якоиъ. Ср. Что ты. дядюшка? белом объем-и! j Фолвлзшгь* Недоросль. *2, 4 Митрофан**. 1 Ср. Что ты, баба, б члени объелась? I А. С. Лушкшп». Сказка о рыбакЪ и рыОкс ' См. Дурману объЬлся. 472. Белокаменная (Москва;. : Ср Ты, какъ лученикъ. гор'Ьла Белокаменная! И р!.ка въ Teot. кипЪла Бурнопламениаи. 0. Глnuira Ср- Передъ ним» , Ужъ белокаменной Москвы, ! Какъ жарь, крестами золотыми Горятъ старинны» главы. А С. Пушкинъ. Квгеиш Онкгинь. 7, Ср. Надъ Москвой великой, златоглавою, Надъ ет'Ьной Кремлевской, белокаменной— Тучкп с'Ьрыя разгоняючи, Заря алая подымается. М. 10. Лерниитоьъ. llftciib о Калашников!·« 473. Белорусс1я. Известно, что вапмееован1е Pocciii : « Белого» весьма древнее·, Существовало ! Mutnie, что восточные народы нрозиал» : Pocciio «Белого» (Акъ-Урусъ, ча русскпхъ ¦ государей—«БЪлыи царь» (Акъ-падишахъ), потому что ьъ PocciH въ XIY и XT в. бъ I великокняжескомъ обиход^ б'Ьлое платье ! было въ великомъ иочтенш; далее въ иозд-' Htnmee время б^лый цв^тъ преобладал! ! на московскихъ ейнахь (БгЬлый-Городт^. i а царск1Я грамоты мусульманскимъ владЪ-! телямъ посылались за б^лою печатью. ' Карамзинъ пололштельно утверждаетъ, что.