Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Ци





– орудие (кит., буквально – конкретное явление, способность) – категория классической китайской философии. Термин «ци» первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности, в частности культовой утилитарности ("«Лунь юй»",«Си цы чжуань», "«Дао дэ цзин»",«Мэн-цзы»).
    Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело первых китайских философов к противопоставлению ци («орудий» и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) «благородного мужа» – цзюнь цзы («Лунь юй»), так и первозданной простоте (пу) мироздания («Дао дэ цзин»). Последняя в «Дао дэ цзине» выступает ипостасью "дао",которое тем самым противопоставляется ци. В качестве «отсутствия/небытия» дао определяет главную функцию ци как сосуда – способность вмещать в себя, т.е. ци представляется «орудием» дао. Фундаментальная оппозиция дао – ци терминологически была впервые оформлена в «Си цы чжуани» (4 в. до н.э.). Эволюция ци как философского понятия, в орудийно-функциональном аспекте охватывающего мир материальных предметов и явлений, проходила в русле развития концепций дао.
    А.И.Кобзев
    
    

Еще в энциклопедиях