Тарка
(санскр. tarka – предположение) – восьмая категория "ньяи", дискурс, не являющийся прямым доказательством тезиса (см. "Аваява"). В "«Ньяя-сутрах»" тарка определяется как «рефлексия, способствующая истинному познанию предмета, сущность которого не познана, через рассмотрение [достаточных] оснований» (I.1.40). Пример Ватсьяяны: если считать "Атмана" безначальным, то он может вкушать плоды совершенных им в предыдущих воплощениях действий, и в таком случае "сансара" и освобождение будут релевантны; если же считать его возникшим, то, возникнув однажды, он не может существовать после и вкушать плоды прежних действий, которые оказываются как бы несуществующими; следовательно, в таком случае приходится отрицать и сансару, и освобождение. Но тарка есть еще только предпочтительное, а не истинное знание, которое окончательно достигается корректным применением нормативных членов силлогизма.
В.К.Шохин
В.К.Шохин
Еще в энциклопедиях

(511)