Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Шакка





(Sciacca) Микеле Федерико (12 июля 1908, Джьярре – 26 февраля 1975, Генуя) – итальянский философ, один из инициаторов Галларатского движения. Учился в университетах Катании и Неаполя. В 1930–35 преподавал в лицеях; в 1935–38 – преподаватель античной философии в университете Неаполя, в 1938–47 – в университете Павии. С 1947 до конца дней возглавлял кафедру теоретической философии в Генуе.
    В автобиографической книге «Клессидра» (La Clessidra, 1963) описал свой путь в философию со времени учебы в лицее, где испытал влияние идей Платона и Леопарда. Позже увлекался философией "Дж.Джентиле", а также сочинениями Г. д’Аннунцио и Ницше. В Неаполе – ученик А.Алиотты, видного представителя итальянского релятивизма. Помимо Платона и Джентиле близкими себе по духу считал в первую очередь Августина и А.Розмини-Сербати (фактически заново им открытого), "М.Блонделя" и французскую «философию духа» Л.Лавеля и Р.Ле Сенна. Важнейший из этапов его философской эволюции – переход от имманентистского идеализма в духе Джентиле к трансцендентному идеализму (иначе говоря, к теизму) и создание собственной метафизической системы неоплатоновско-августинианского плана (см.: Dall’attualismo all spiritualismo critico. 1931–38, Opere complete, v. 12, 1961; Filosofia e metafisica, Opere complete, v. 13–14, 1962). В разработанной Шаккой «философии интегральности» человек представлен как средоточие различных форм бытия, среди которых ключевую роль играет бытие как идея. С одной стороны, Идея как бы замещает непосредственное присутствие Бога в человеке, а с другой – выступает гарантом наличия в его уме вечных, незыблемых истин, т.е. истинности человеческого мышления в целом, включая моральные суждения. Понятие бытия как Идеи в качестве наиболее важного для человеческого сознания конститутивного принципа выходит к августиновской концепции «иллюминации» (божественного «озарения») твари Творцом, а также к онтологическому доказательству бытия Бога Ансельмом Кентерберийским. Шакка долгое время не признавал философии Фомы Аквинского, полагая, что она базируется на аристотелевской метафизике бытия как такового, а не на представлении о конкретном бытии мыслящей твари.
    Работы позднего периода (60–70-е гг.) посвящены преимущественно культурологической проблематике. Наряду с этим Шакка возвращается к проблемам метафизики; намечая точку сближения своей философии с учением Фомы Аквинского (связь томистского понятия партиципации с августиновской «иллюминацией»), главными вопросами для Шакки всегда оставались связь идеализма, философского теизма и христианства; ценность человека как духовного существа в противовес всевозможным формам житейского «позитивизма» и материализма; наконец, проблематичность возможности существования в современной Европе культуры, корни которой (хотя бы и бессознательно) не уходили бы в христианство.
    Сочинения:
    
Opere complete, v. 1–41. Mil., 1952–76.
    Литература:
    
Кошкарян M.С. Метафизика Μ.Φ.Шакки и историко-философская традиция. – В кн.: Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества. М., 1991;
    Caturelli A. Michele Federico Sciасса: Metafisica de la integralidad, vol. I–III. Genovo, 1990.
    M.С.Кошкарян
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia