Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Новая философская энциклопедия..."

Чжун юн





(«Срединное и неизменное», «Срединность и постоянство») – памятник "конфуцианства",создан ок. 3 в. до н.э., в 12 в. вошел в состав канонического «Четверокнижия» («Сы шу») наряду с "«Да сюэ»"," «Лунь юй» "и «Мэн-цзы». Первоначально представлял собой часть канона "«Ли цзи». "Название восходит к высказыванию Конфуция: «Срединное и неизменное – это то, благодаря чему осуществляется благодать/добродетель ("дэ"),доведение ее до совершенства» («Лунь юй», VI, 27). В «Чжун юне» соответствующий термин предстает качеством «благородного мужа» ("цзюнь цзы"),способом реализации изначального совершенства человека в его поведении по отношению к миру, преодоления любой односторонности и пристрастности, достижения «высшей искренности» (чжи чэн, см. "Чэн"),благодаря которой человек «уподобляется духу» (см. "Шэнь")и «становится в триаду с Небом и Землей» (см. "Тянь")". "В последующих комментариях к «Чжун юну» и «Лунь юю» понятие «чжун» («середина», «центральный») толковалось как исключительная «правота», «правильность» (чжэн), «срединная гармония» (чжун хэ), а «юн» (современное «обычный», «заурядный») – как «использование» (юн) «срединности» для гармонизирующего воздействия на мир и общество или как «постоянство», имманентное «постоянному "дао». "Основоположники "неоконфуцианства" "Чэн И" и" Чэн Хао "объясняли понятие «чжун» как «не имеющее отклонений», «юн» – как «не имеющее перемен (изменений)»; «обладающий срединностью в Поднебесной выправляет дао-путь, обладающий неизменностью в Поднебесной утверждает принципы» (см. "Ли"-принцил) («И шу», цзюань 7).
    Литература:
    
Древнекитайская философия, т. 2. М., 1973, с. 119–36 (пер. В.Г.Бурова);
    Мартынов А.С. «Искренность» мудреца, благородного мужа, императора. – В кн.: Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.
    А.Г.Юркевич
    
    

Еще в энциклопедиях