Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Новая философская энциклопедия..."

Сватантрика-мадхьямика





(санскр. svātantrika-mādhyamika – средний в отношении самостоятельного довода) – подшкола буддийской философии "мадхьямика",основанная "Бхававивекой "(6 в.). Школа не только опровергала доводы оппонентов, но и выдвигала собственный тезис, согласно которому все обусловленные вещи (дхармо-частицы) нереальны ("шуньята")с точки зрения абсолютной истины, поскольку производны от причин и условий, они подобны иллюзорным предметам. Необусловленные вещи (пространство, нирвана и т.д.) не существуют в абсолютном смысле, поскольку они не имели происхождения, подобно лотосу в небе. Этот довод не означал отрицания эмпирической достоверности вещей, а только отказывал им в абсолютной реальности, на которой настаивали философы хинаяны. Сватантрика-мадхьямика выступала в буддизме с объединительными тенденциями, стремясь сгладить противоречия между махаяной и хинаяной. На втором этапе развития подшколы ее представители Шантаракшита и Камалашила (8 в.) привнесли в мадхьямику идеи "йогачары",а Харибхадра (8–9 вв.) и его последователи – "саутрантики. "Оба течения были очень популярны в Индии в 8–12 вв., особенно среди мыслителей ваджраяны, а также доминировали в тибетской философии вплоть до 15–16 вв. Ныне сватантрика-мадхьямика изучается преимущественно в тибетских школах сакья и кагью.
    Литература:
    
Iida Sh. Reason and Emptiness. Tokyo, 1980;
    Santina P. Mādhyamaka Schools in India. Delhi, 1986.
    В.П.Андросов
    
    

Еще в энциклопедиях