Саутрантика
(санскр. sautrāntika– приверженец сутр) – школа индобуддийской философии хинаяны, возникшая в результате раскола на соборе буддистов при императоре Канишке (1–2 вв.). Саутрантики словом Будды считали только Сутра-питаку (см. "Трипитака")и не согласились признать аутентичными тексты Абхидхарма-питаки – третьей «корзины» буддийского канона, что сделали последователи "вайбхашики",составившие на них комментарии («Вибхаша»). Первым философом школы, сформулировавшим ее принципы, был Кумаралата (2 в.). Его труды, как и его последователей, не сохранились. Единственный дошедший до нас трактат школы – «Спхутартха» («Открытие значений») – написан последним из саутрантиков, Яшомитрой (8 в.), и является комментарием на "«Абхидхармакошу» "Васубандху.
Саутрантика отрицала возможность существования прошлых и будущих дхармо-частиц потока сознания в настоящем, признавая за ними только номинальное (праджняпти) существование и возражая против положения вайбхапшки о двойственной природе сущего. Согласно саутрантике, сущность ("дравья")неотличима от ее действия и лишь проявления сущности доступны познанию; сущностно то, что в одно мгновение является и исчезает, а понятие «вещи» есть только условное обозначение настоящего и реального сочетания мгновений сознания. Для саутрантики восприятие внешних объектов весьма относительно: объект дает органу восприятия лишь импульс для создания определенной формы, чтобы стать осознанным. Сознание актуально в настоящем, когда оно суть самосознание, т.е. освещает и объекты, и самое себя подобно лампе. Саутрантика полагала, что "сансара "реальна, а "нирвана "не реальна, поскольку не существует независимо от сансары. Нирвана – это конец перерождений, не представляющая собой какого-либо иного бытия.
Саутрантика отрицала абсолютную реальность и в понимании "мадхьямики "как пустоты ("шуньята"),и в понимании "йогачары "как сознания-сокровищницы ("алаявиджняна")". "Она также прославилась искусными доводами, опровергающими доктрину «Я» ("Атмана")". "В отличие от вайбхашики саутрантика не отвергала подлинность сутр махаяны, хотя и считала их вторичными. Как и махаянисты, саутрантики признавали Тело Закона Будды (дхарма-кайя) в качестве единого принципа мироздания. Поэтому школу называли переходной от хинаяны к махаяне.
Влияние саутрантиков на историю индийской философии заключалось не столько в их собственных взглядах, сколько в беспощадной критике чужих воззрений.
Литература:
Васильев В. Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1. СПб., 1857;
Щербатской Ф.И. Избр. труды по буддизму. М., 1988;
Guenther H.V. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Boulder – L., 1976.
В.П.Андросов
Саутрантика отрицала возможность существования прошлых и будущих дхармо-частиц потока сознания в настоящем, признавая за ними только номинальное (праджняпти) существование и возражая против положения вайбхапшки о двойственной природе сущего. Согласно саутрантике, сущность ("дравья")неотличима от ее действия и лишь проявления сущности доступны познанию; сущностно то, что в одно мгновение является и исчезает, а понятие «вещи» есть только условное обозначение настоящего и реального сочетания мгновений сознания. Для саутрантики восприятие внешних объектов весьма относительно: объект дает органу восприятия лишь импульс для создания определенной формы, чтобы стать осознанным. Сознание актуально в настоящем, когда оно суть самосознание, т.е. освещает и объекты, и самое себя подобно лампе. Саутрантика полагала, что "сансара "реальна, а "нирвана "не реальна, поскольку не существует независимо от сансары. Нирвана – это конец перерождений, не представляющая собой какого-либо иного бытия.
Саутрантика отрицала абсолютную реальность и в понимании "мадхьямики "как пустоты ("шуньята"),и в понимании "йогачары "как сознания-сокровищницы ("алаявиджняна")". "Она также прославилась искусными доводами, опровергающими доктрину «Я» ("Атмана")". "В отличие от вайбхашики саутрантика не отвергала подлинность сутр махаяны, хотя и считала их вторичными. Как и махаянисты, саутрантики признавали Тело Закона Будды (дхарма-кайя) в качестве единого принципа мироздания. Поэтому школу называли переходной от хинаяны к махаяне.
Влияние саутрантиков на историю индийской философии заключалось не столько в их собственных взглядах, сколько в беспощадной критике чужих воззрений.
Литература:
Васильев В. Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1. СПб., 1857;
Щербатской Ф.И. Избр. труды по буддизму. М., 1988;
Guenther H.V. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Boulder – L., 1976.
В.П.Андросов