Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Новая философская энциклопедия..."

Сань ган у чан





(«Три устоя и пять постоянств»; сокращенно ган чан – «устои и постоянства») – традиционное для "конфуцианства" обозначение нормативных отношений между главными социальными ролевыми позициями и нормативных этических качеств. Сочетание «сань ган» восходит к троичной матрице (ср. триграммы "«Чжоу и»", триаду Небо – Земля – человек и т.п.), «у чан» – к пятеричной («пять элементов» – "у син"). Сань ган в «Чунь цю фань лу» («Обильные росы Весен и осеней») реформатора древнего конфуцианства "Дун Чжуншу "означает «три устоя» отношений между государем и сановником, отцом и сыном, мужем и женой – атрибуты «пути правителя» ("ван дао") и требования, исходящие от Неба. Истоки этого определения прослеживаются в "«Ли цзu»",где говорится, что «устой», или «норма» (ган, буквально – основной канат рыболовной сети), о которой заповедали помнить «совершенномудрые» правители древности, – отношения между отцом и сыном, правителем и сановником. Словосочетание «у чан» («пять постоянств») у Дун Чжуншу обозначило качества, над совершенствованием которых должен трудиться правитель (ван): "жэнь "– «гуманность», "и" – «должная справедливость», "ли "– «[этико-ритуальная] благопристойность», "чжи "– «разумность», "синь – "«благонадежность/доверие». Основоположник позднеимперской неоконфуцианской ортодоксии "Чжу Си "первым применил словосочетание (сань ган у чан) как единое понятие, выражающее проекцию идеального природного порядка на общество. Оно означает предвечно существующие и неуничтожимые «устои и постоянства» (ган чан), тождественные неизменному структурообразующему природному началу – «небесному принципу» (тянь ли).
    А.Г.Юркевич
    
    

Еще в энциклопедиях