Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Новая философская энциклопедия..."

Природа в арабо-мусульманской философии





. Наиболее общим выражением понятия «природа» служили термины «т̣аб‘» и синонимичное «т̣абӣ‘а», понимание которых в значительной мере обязано идеям, выдвинутым в античности, хотя не сводится к ним полностью. Мутазилиты (см. "Калам") вырабатывают концепцию природы тела, которая определяет его характерные свойства (напр., цвет) и не может быть нарушена ничем, даже божественной волей. "Ал-Фарабӣ" указывает, что природой может именоваться и материя, и форма, хотя вторая скорее, чем первая. В "ишракизме" природой любой вещи как вещи, взятой помимо ее «качеств» (кайфиййа), служит свет. В "исмаилизме" природа понимается как «струение светов» внеприродных Разумов в низшем, природном сущем, за счет чего объясняется появление жизни и разумности в «мире природы». В "суфизме" термин «природа» по-прежнему используется, хотя острота противопоставления физического и метафизического здесь снимается.
    Действие согласно природе – т̣абӣ‘а устойчиво противопоставляется действию «по выбору» (ихтийар), т.е. в соответствии с волей. «Природное» (т̣абӣ‘ийй), особенно в "арабоязычном перипатетизме" и исмаилизме, противопоставляется «внеприродному» (харидж, харидж ‘ан ат̣-т̣абӣ‘а), или метафизическому. Для природы характерна взаимная противоположность качеств первоэлементов, а следовательно, постоянная смена одних их смешений другими, благодаря чему природный мир оказывается «миром возникновения и гибели» (‘алам ал-кавн ва-л-фасад).
    Термином «фит̣ра» обозначается «врожденная природа», однокоренное «фит̣рийй» (врожденный) служит для обозначения свойств, чаще всего знаний, которые человек имеет от рождения и, как правило, не может изменить, в силу чего «врожденное» нередко отождествляется с «неизбежным» (д̣арӯрийй; см. "Знание"). «Врожденному» противопоставляется «получаемое» (муктасаб, мустафад). Близкими к «фит̣ра», хотя и менее употребимыми, служат термины «джибилла» и «хилк̣а». «Хулк̣» (мн. ч. ахлак̣) использовано для передачи античного «нрав», «темперамент» и употребляется преимущественно в литературе о нравах (см. "Добродетель").
    А.В.Смирнов
    
    

Еще в энциклопедиях