Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Новая философская энциклопедия..."

Прамаапрама





(санскр. pramā–apramā, от корня mā – измерять, приставки pra и ā – отрицание) – в индийской философской школе "ньяя" общее обозначение достоверного и недостоверного знания. Прама есть результат действия четырех источников ("прамана") – восприятия ("пратьякша"), логического вывода ("анумана"), сравнения ("упамана") и словесного свидетельства ("шабда"). Прама выступает как разновидность «презентативного» познания (anubhava), имеющего дело с реально существующим объектом, в отличие от припоминания ("смрити"), считающегося «репрезентативным» познанием, т.е. познанием не самого объекта, а его мысленного образа. Соотносительные понятия: праматва (pramātva), или праманья (prāmānya), «истинность», «достоверность» – универсальное свойство всех форм достоверного познания, "прамея"объект достоверного познания, праматри (pramātṛ) – субъект и прамити (pramiti) – результат. Апрама выступает следствием действия недостоверных источников, среди которых философы ньяи называют сомнение ("саншая"), заблуждение (помимо чисто зрительных оптических иллюзий, логическое заблуждение, а также и своего рода метафизическое заблуждение – приверженность ложным учениям (см. "Кхьяти-вада") и "тарку" (гипотетический аргумент).
    В.Г.Лысенко
    
    

Еще в энциклопедиях