Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Панславизм





– теория культурно-исторической общности славянских народов. Предтечей панславизма был хорват "Юрий Крижанич", приехавший ко двору царя Алексея Михайловича и выдвинувший идею славянского единения. Захваченные Оттоманской Портой и Габсбургской империей южные и западные славяне чаяли освобождения. Панславизм явился реакцией на пантюркизм и пангерманизм. Вырабатывались различные модификации, предусматривавшие объединение под российским или польским управлением либо в форме конфедерации. В Австро-Венгрии в качестве альтернативы была выдвинута концепция австрославизма, предусматривавшая благоденствие славянских народов в рамках монархии. Идею славянской взаимности развивали П.Й.Шафарик, Л.Штур, М.П.Погодин, Н.Я.Данилевский, В.И.Ламанский, П.Н.Милюков. В политических целях она использовалась царским правительством в борьбе против Турции, Австро-Венгрии, Германии, что находило сочувствие во время освободительной борьбы на Балканах, но с подозрением воспринималось в разделенной Польше. Идею панславизма пытались использовать в 19 в. революционеры из Общества соединенных славян, петрашевцы, М.А.Бакунин. Марксисты относились к панславизму отрицательно, Ф.Энгельс в статье «Демократический панславизм» (1849) отказывал в праве на самоопределение большинству славянских народов. В ходе национально-освободительных движений в 19–20 вв. славянские народы обрели суверенитет. В годы 1-й и 2-й мировых войн в противовес германскому национализму на некоторое время оживились панславистские настроения. Реально славянский мир, равно как романский и германский, составляющие основу европейской цивилизации, имеет сложные межгосударственные, межкультурные, межконфессиональные отношения, поэтому генерализирующие концепции панславизма, пангерманизма, пантюркизма выгодны преимущественно использующим их великим державам. Кроме политических доктрин просматриваются романтические версии панславизма в литературе и искусстве. В современных условиях идея панславизма широкого распространения не имеет, однако существуют вариации на темы православного славянского братства, союза славянских государств, особой миссии славянства в грядущем тысячелетии.
    Литература:
    
Пыпин А.Н. Панславизм в прошлом и настоящем. СПб., 1913;
    Славянский Ф.А. Великие славянские задачи. Харбин, 1919;
    Славянский вопрос. Вехи истории. М., 1997;
    Kohn H. Panslavism. Itʼs History and Ideology. Notr Dame (Ind.), 1953.
    M.H.Громов
    

    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia