Материализм французский
− основное направление философии французского Просвещения 18 в.
Первым представителем философии французского Просвещения, осуществившим оригинальный синтез "картезианства", учения "Гассенди" и янсенизма, явился Б.Фонтенель (1657–1757), творчество которого составило необходимое звено перехода от французской философии 17 в. к просветительской мысли 18 в. Составной частью философии французского Просвещения был "деизм", представители которого, напр., Вольтер, исходили из абсолютного дуализма материи и движения, разделяли теорию "врожденных идей", идею субстанциальности души и др. Отвергая средневековую схоластику, разоблачая фанатизм и нетерпимость католической церкви, деисты рассматривали Бога в качестве разумной первопричины мира, а "«естественную религию»" – в качестве социального регулятора исторического процесса. Утверждаемая ими теория "общественного договора" строилась на представлении о неизменной сущности абстрактного человека.
Другим философским течением французского Просвещения был открытый материализм, сформировавшийся в процессе критики деизма на базе естественнонаучных идей "Коперника", "Галилея", "Декарта", "Ньютона". Систематическое изложение основных идей французского материализма 18 в. было дано в сочинении П.Гольбаха "«Система природы»" (1770), где было развито учение о материи как объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и воздействующей на наши органы чувств, о материальном мире как целостной системе, о движении как атрибуте несотворенной материи. Отстаивая принципы материалистического сенсуализма, Гольбах подверг критике субъективный идеализм "Дж.Беркли", учение Декарта о врожденных идеях, гилозоизм и представления о субстанциальности души. К.А.Гельвеций в сочинении «"Об уме"» (1758), признавая объективное существование внешнего мира, считал природу множеством различных образований, а материю – не субстанцией, а совокупностью свойств, важнейшие из которых – протяженность, плотность, непроницаемость и движение. Отвергая теологическую и спиритуалистическую концепцию общества и человека, Гельвеций развивал идеи утилитаризма, согласно которым правильно понятый личный интерес составляет основу общественной жизни.
Применение принципов материалистического сенсуализма к изучению истории привело целый ряд просветителей ("Вольтер", "Тюрго"," Кондорсе", "Руссо", "Гельвеций") к признанию закономерного характера исторического процесса, к понятию исторической эволюции и теории исторического прогресса. Представления об уровнях организации материи, содержавшиеся в трудах французских материалистов 18 в., были связаны с наметившимися у них идеями о развитии живой природы. Атеистическое наследие французского материализма не ограничивалось рационалистической критикой религии, а содержало аргументированное опровержение креационизма и телеологии, деистических доказательств существования Бога.
Литература:
Богуславский В.М. У истоков французского атеизма и материализма. М., 1964;
Век Просвещения. М.–Париж, 1970;
Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. М., 1981;
Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983;
Gusdorf G. Les principes de la pensée au siècle des Lumieres. P., 1971;
Hazard P. La pensée européenne au 18 siècle de Montesquieu à Lessing. P., 1964.
E.Г.Ям
Первым представителем философии французского Просвещения, осуществившим оригинальный синтез "картезианства", учения "Гассенди" и янсенизма, явился Б.Фонтенель (1657–1757), творчество которого составило необходимое звено перехода от французской философии 17 в. к просветительской мысли 18 в. Составной частью философии французского Просвещения был "деизм", представители которого, напр., Вольтер, исходили из абсолютного дуализма материи и движения, разделяли теорию "врожденных идей", идею субстанциальности души и др. Отвергая средневековую схоластику, разоблачая фанатизм и нетерпимость католической церкви, деисты рассматривали Бога в качестве разумной первопричины мира, а "«естественную религию»" – в качестве социального регулятора исторического процесса. Утверждаемая ими теория "общественного договора" строилась на представлении о неизменной сущности абстрактного человека.
Другим философским течением французского Просвещения был открытый материализм, сформировавшийся в процессе критики деизма на базе естественнонаучных идей "Коперника", "Галилея", "Декарта", "Ньютона". Систематическое изложение основных идей французского материализма 18 в. было дано в сочинении П.Гольбаха "«Система природы»" (1770), где было развито учение о материи как объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и воздействующей на наши органы чувств, о материальном мире как целостной системе, о движении как атрибуте несотворенной материи. Отстаивая принципы материалистического сенсуализма, Гольбах подверг критике субъективный идеализм "Дж.Беркли", учение Декарта о врожденных идеях, гилозоизм и представления о субстанциальности души. К.А.Гельвеций в сочинении «"Об уме"» (1758), признавая объективное существование внешнего мира, считал природу множеством различных образований, а материю – не субстанцией, а совокупностью свойств, важнейшие из которых – протяженность, плотность, непроницаемость и движение. Отвергая теологическую и спиритуалистическую концепцию общества и человека, Гельвеций развивал идеи утилитаризма, согласно которым правильно понятый личный интерес составляет основу общественной жизни.
Применение принципов материалистического сенсуализма к изучению истории привело целый ряд просветителей ("Вольтер", "Тюрго"," Кондорсе", "Руссо", "Гельвеций") к признанию закономерного характера исторического процесса, к понятию исторической эволюции и теории исторического прогресса. Представления об уровнях организации материи, содержавшиеся в трудах французских материалистов 18 в., были связаны с наметившимися у них идеями о развитии живой природы. Атеистическое наследие французского материализма не ограничивалось рационалистической критикой религии, а содержало аргументированное опровержение креационизма и телеологии, деистических доказательств существования Бога.
Литература:
Богуславский В.М. У истоков французского атеизма и материализма. М., 1964;
Век Просвещения. М.–Париж, 1970;
Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. М., 1981;
Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983;
Gusdorf G. Les principes de la pensée au siècle des Lumieres. P., 1971;
Hazard P. La pensée européenne au 18 siècle de Montesquieu à Lessing. P., 1964.
E.Г.Ям