Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Новая философская энциклопедия..."

Интеллектуальная интуиция





– одно из главных понятий рационалистической гносеологии "Декарта" и "Спинозы", сыгравшее значительную роль в немецком классическом идеализме 18 – начала 19 в. В противоположность мистическому истолкованию интуиции ("Августином" и др.) как сверхъестественного озарения, исходящего от трансцендентного Бога, равно как и отождествлению интуиции с чувственными созерцаниями, Декарт видел в интеллектуальной интуиции «понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, чем сама дедукция...» (Правила для руководства ума. – Соч., т. 1. М., 1989, с. 84). Интеллектуальных интуиции, по Декарту, огромное множество (ограничение треугольника тремя сторонами, а шара одной поверхностью и т.п.), они составляют начальные истины процесса дедукции, важнейшая из них – «я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum).
    Во многом сходно с декартовским и истолкование интеллектуальной интуиции у Спинозы как способной к непосредственному постижению сущности вещей: она совершенно не связана с первым родом знания – чувственным и абстрактным, а составляет третий, высший род знания, образующий основу второго, рассудочно-разумного, дедуктивного знания математического типа. Только интеллектуальная интуиция позволяет достичь адекватных идей, доставляя тем самым имманентный критерий истинности, ибо «как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи» (Этика, ч. 2, теорема 43, схолия. – Избр. произв., т. 1. М., 1957, с. 440).
    Кант в своей теории познания отклоняет понятие интеллектуальной интуиции, однако "Фихте" восстанавливает его как основу дедуктивной методологии. Близка к этому и позиция "Шеллинга", для которого интеллектуальная интуиция позволяет постичь абсолютное единство субъекта и объекта. "Гегель", осмысляя это единство как логическую систему саморазвивающихся категорий и отрицая интеллектуальную интуицию, подверг критике Шеллинга за употребление понятия интеллектуальной интуиции, усматривая в нем близость к концепции непосредственного знания, характерной для «философии чувства и веры» "Гамана" и "Якоби".
    В.В.Соколов
    
    

Еще в энциклопедиях