Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Новая философская энциклопедия..."

Бхававивека





(санскр. Bh āva-viveka – Аналитик бытия) (6 в.) – буддийский мыслитель из Южной Индии, основоположник "свататантрика-мадхьямики". Полемизируя с философами хинаяны, йогачары, санкхьи, вайшешики, веданты и мимансы, он излагал их взгляды систематически, за что его называют первым историком индийской философии. Он также оспаривал апофатическую методику Буддхапалиты, что привело к расколу в школе мадхьямиков. Хотя Бхававивека тоже отрицал возможность независимого возникновения сущностей (нихсвабхава), для него пустотность ("шуньята") не есть небытие вещи, а есть лишь обозначение того, что природа лишена сущности. В «Мадхьямика-хридая-кариках» (строфы о сущности мадхьямики) он утверждал, что познание имеет особенный внешний объект (свалакшана), напоминающий атом саутрантиков, но не существующий в абсолютном смысле (парамартха); появление же в сознании любого психофизического феномена есть появление его значения. В полемике он прибегал к позитивным доктринальным доводам (сватантра), в которых опирался на логику Дигнаги. Бхававивека признавал два способа достоверного познания: непосредственное восприятие, схватывающее особенное в объекте, и вывод, схватывающий общее в нем. Первый способ он подразделял на чувственное, умственное и провидческое (йогическое) восприятие, а также самовосприятие. Любое непосредственное восприятие, неомраченное деятельностью рассудка, проникает в истинную действительность.
    Литература:
    
Walleser M. Praj ān ā-pradоpa, a Commentary on the M ādhyamaka Sūtra. Calcutta, 1914;
    Frauwallner Ε. Die Philosophie des Buddhismus, 1956;
    Iida Sh. Reason and Emptiness. Tokyo, 1980.
    В.П.Андросов
    
    

Еще в энциклопедиях