* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
244
Смешанная речь
ный, нервный (от неожиданности). Если вы, находясь в приличном обществе, допустили вульгарный смех, долгий и громкий, хохот, тем более увидели по лицу окружающих, что это им не нравится, целесообразно извиниться: Извините меня за мой (дурацкий) смех (ср. у Достоевского подобный эпизод в «Преступлении и наказании»). Очень некультурно смеяться самому, рассказав анекдот.
Смешанная речь — речь билингва на двух языках, единицы которых чередуются. С точки зрения культуры общения и культуры речи это допустимо и положительно для билингвальных собеседников, которые могут таким образом выразить определенные оттенки мыслей и чувств и понять их в полной мере. Однако плохо в ситуации, когда субъект-билингв прибегает к этому в обществе не знающих соответствующего другого языка: тогда его речь начинает отдавать претенциозностью, чванством, получает именно такую оценку коммуникантов, кроме того, не все будет для них понятным.
Подобная речь (больше всего русско-французская) изображается в ряде произведений И. Тургенева, Л. Толстого и других русских писателей XIX века.
Смешение паронимов — смешение в речи слов, сходно звучащих, но имеющих разный смысл. Смешивают и однокорневые, и разнокорневые паронимы; в результате получается стилистический казус: Встали на колени (вместо стали); От избушки остались одни розвальни (вместо развалины) — из рассказа школьника; Писатель создал калорийные образы (вместо колоритные). Так, путают в речи слова статист и статистик, представить и предоставить, поскупиться и поступиться (не поступиться на комплименты), утолить и удалить (удалить жажду), зыбь, рябь и зябь (В море не было зяби), декор и декорум и т.п.
Смешение стилей (стилистическая интерференция). В различных таких случаях происходит вставление иностилевого средства в