* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
230
Референция
Референция — степень объективности — субъективности представления, презентации (говорящим, пишущим) предметов, реально существующих вещей, действий, явлений посредством слов языка и их смысла. Между реальным явлением как таковым и его представлением, освещением, подачей во время исходящего от адресанта речевого акта может быть небольшое расхождение или, наоборот, «дистанция огромного размера», что во время общения всегда нужно мысленно соизмерять. См. субъективность речи.
Рефлексивное слушание — слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. В этом случае применяются реплики — уточнения услышанного: Не понял... А что это значит? Что вы имеете в виду? Что-то непонятно... Если я вас правильно понял... Иначе говоря (проще говоря), вы отказываетесь? и т.п.
Реципация — логическое возвращение назад, мысленный возврат к тому, что уже сказано выступающим или собеседником, развитое умение соотнести то, что говорили, и то, что говорят сейчас, извлечь из этого соотнесения полезный смысл. У профессионального слушателя (как и читателя) высоко развита логическая память. Чем лучше она развита, тем больше и быстрее (сразу) он замечает все противоречия, непоследовательности в речи говорящего, в предыдущих и последующих ее частях и, наоборот, полезно для себя синтезирует какое-то его высказывание с отстоящим во времени предыдущим высказыванием либо с соотносительным по смыслу местом из другого, известного ему (слушателю) источника, которое он вспоминает по логической ассоциации. Это свойство дополняет качество критичности и аналитичности при аудировании. Ср. антиципация.
Речевая агрессия. См. агрессивность речевая.
Речевая компетенция — свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамич-