* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Дальнейшееразвитие аналитической (комплексной) психологии (Ганс Дикман, Эберхсартт Юнг)
itler1965) подробно иселедовалотделъныестадииэтого процессасимволообразования и, выделивпоследнюю, такназываемую д^ес^^юкат^егори^, нашелподтверждениедля «co^cid^tiaoppo^tolu^»',^юс^^ль^^в^ей^^^^^^Iсякакпрюти^fа^^я,так и их раз-решеme:Приэгомфактор
>определяетсясложностью икомпозицией формы, афактор«разрешение»—ее доброкачественностью. Следовательно, символические реакцииопределяютсяне факторамипротиворечияилиразрешения атолько фш<тором«прогишречиеиразрешеme>:Темсамым,былонаЙ4енофеноменолоmческюе иэкспериментальноеподтверждениепризнака«противоречиеиегс> разрешение».
С давнихпор особенно детально изучениемсимволов занималисьпредставители цюрихской школы и прежде всего сотрудники цюрихского ИнститутаК. Г. Юнга. Представление о проводимой там работе дают многочисленные труды из серии «Исследования институтаК. Г. Юнга» (Meier 1949; Schar 1952; Jacobson et al. 1952; Herzog 1960; Jung, v. Franz 1960 v. Franz et al. 1961; Sas 1964).
Большой вклад в изучение символов внес Эрих Нойманн (Neumann 1956) (см. также статью X. Прокопав этом томе). В своей книге «Великая мать» он дал самое полноеи подробное насегодняшний деньописаниеархетипа Значительнаячастьего научной работы была посвящена женской психологии (Neumann 1951, 1953) и, в частности, анализу этого архетипа, который представляет собой пример диф-ференцированности определенного архетипического кругасимволов.
Выделив двапринципаженского начала, элементарныйи изменчивый характер, ЭрихНойманн провелразличие, которое позволяет датьцелостную интерпретацию какпереживаний мужчины, связанных с женщиной, кактаковой, таки восприятия мужских качеств женщиной. (Внутреннее восприятие противоположного пола предполагает признание внутренних инстанций Анимы и Анимуса, из-за чего психическая структурачеловекапредстаетгермафродитической. Характер означает здесь две вещи: во-первых, он отображает своеобразие психики в соответствии с психическими структурами и процессами, во-вторых, он представляет собой женственность, воспринятую в проекции.)
Элементарный и изменчивый характеры — это результат первого расщепления древнего архетипаматери. Элементарныйхарактеримеетаспекттого, что укрывает, защищаетивмещаетвсебя. ЭтимразграничениемНойманн далпрекрасныйпример структуры архетипа, его динамических сил, или эмоциональныхкомпонентов, его символов, атакже его содержательныхкомпонентови структуры. О том, насколько близки здесь позитивные и негативные особенности, свидетельствует тот факт, что тенденция относиться к ребенку как к своей собственности может оказывать на его развитие негативное и сдерживающее влияние. Другой негативный аспект — нежелание давать необходимую защиту, то есть, в противоположность прежней согревающейблизости, тенденцияотталкиватьребенкаи, темсамым, подвергатьего разнообразным лишениям.
Для иллюстрации элементарного характера материнско-природного, куда включен ребенок и где он — зависимое существо, самостоятельность которого ограничивается «большими кругами» материнской натуры, Нойманн привлекал скульптуры Генри Мура(Neumann 1961).
Изменчивомухарактеру женского началавпротивоположностьконсервативной тенденции элементарного характераприсущи динамические силы, вынуждающие к развитию и изменению того, что существуетв данный момент. Такимобразом, изменчивый характер тоже должен освободитьсяот изначального доминирования элементарного характера. Сравнивая два фундаментально отличающихся друг от друга и противоречащих друг другу принципа с аналогичными принципами в физике, вкачестве примераможно было быпривестицентробежнуюицентростре-мительную тенденции. Так, элементарный характерпытаетсяпроявитьсвою власть
353