Главная \ Энциклопедия глубинной психологии. Том четвертый. Карл Густав Юнг и Альфред Адлер \ 251-300

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Понятие инд ивидуации у Юнга (Герхард Вер) психотерапевтическое лечение, верит в смысли ценностьосознанияостающихся в бессознательномчастей личности, которые подвергаются сознательномуотбору и критике. «В результате пациент соприкасается с проблемой и получает импульс обсуждать ее и решать на сознательном уровне. Это, однако, означаетне что иное, какпрямую провокацию этическойфункции, врезультате чего активизируетсяився личность» (Jung 1931,156). О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОНЯТИЯ «ИНДИВИДУАЦИЯ» В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Такие понятия, как«целостность»2, «полнотапсихики», «самостановление» или «становлениецелостности личности», имеютвюнгианскойпсихологииосновополага-ющее значение, поскольку уже в раннемтворчестве Юнганамечается тенденция, которую можно описатъкакпупъ, ведущий отинтересакинстинктивнымдвижущим силампсихики, коткрытию целостности, выходящей за рамки отдельных психи-ческихфакторов. У Юнга, по мере того какон, все больше и больше отмежевываясь отподходаФрейда, постепенно находитсвою особую тематикувглубинно-психоло-гическомисследовании, этотпутьсоответствуетобретению Самости. ЛилианаФрей-Рон характеризуетпроцесс построения Юнгомего теории следующими словами: «В противоположность механистически-материалистическойустановке, характерной для всего творчества Фрейда, Юнг уже в молодом возрасте рассматривал психические феномены, по существу, как части целого, которому они подчиняются. Если Фрейд придерживался картины мира, которая основывается на тотальной детерминации ивозможности оценки событий, инадеялсяпрояснитькомплексную структуру психики спомощью элементарных механизмов вытеснения, смещения и сгущения, то интересЮнгабылсосредоточен напонимании отношений между частичной и целостной личностью Если Фрейд считал возможным разложить психикунаэлементарные составляющие* чтобы наоснове изолированных механизмов (влечений) и отдельных процессов объяснить человекав целом, то Юнг делал акцентнацелостности человеческой личности, чтобы рассмотретьипонятьотдель-ные феномены» (Frey-Rohn1969,100). Нельзясказатъ, чтобы этатенденция проявиласьуЮнгатолько впериодразрыва с Фрейдом. Скорее, онасодержалась — хотя и в скрытой форме — еще в его первых научных работахввиде представленияо личности, которой предначертано обрести целостность. Так, например, этатенденцинпроявлнется уже вего диссертационной работепо медицине «Опсихолотииттолотитжназываемыхоккультныхявлений» (Jung1902), где начинающий невропатологдопускаетвозможность«характерологи-ческихновообразованийили попыток будущей личности прорваться наружу», «которые вследствиеособого родапроблемсвязанысо своеобразныминарушениями сознания... » (там же, 88). При этом речь, очевидно, шла не только о принятии общего проспективного подхода(например, притолкованиисновидений)—таккакАльфонс Мёдер, вчастности, тоже отошелотидей Фрейда, когдасталговоритъ о «финалисти-ческомспособерассмотрения»,—путъ^а^вити^прот^о^^^^глуби^ойпси^о^ог^ей Юнга, подтверждает, скорее, тезисо том, что человекпредставляетсобой существо, находящеесянапутикстановлениюцелостности дажееслион,влучшемслучае, сумеет пройталишьотдельныестадииинедоститетполнойзавершенностивимманетности, ч?обылобьIравносuлтноисполненикмечlЬIчеловечес?ваовечномблаженс?вe видуальности в аналитической психологии мы приходимквыводуо том, что такой момент приходится, пожалуй, примерно на1921 год; тогдабыласформулирована типологическаятеория, хо?япредсlавленияоб<<инд№ИДуальнос?U>>впсuхологuческом 279