
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Вклад Микаэла Балинта в теорию и метод психоанализа (Манон Хоффмайстер) как желание ласки или как привязанность к человеку, который способен помочь. Эта форма нежности, которая всегда содержит в себе нечто детское, никогда не выходит за уровень предудовольствия — это относится также ко всем другим переживаниям удовлетворения при первичной объектной любви (там же, 90), — и я бы назвала ее в духе Балинта, который не дал ей собственного названия, «первичной нежностью», противопоставляя ее «активной нежности». Насколько бурно выражаются требования первичной любви у ребенка и у ребенка в пациенте в аналитической ситуации, проистекающие из либидинозной зависимости ребенка, а также зависимости пациента от объекта, из невозможности удовлетворить эту потребность собственными силами («аутоэротическое, нарцисси-ческое удовлетворение здесь невозможно»), настолько же спокойным является переживание удовлетворения, «если удовлетворение достигается в надлежащий момент и в надлежащей степени... Это чувство удовольствия можно было бы описать как спокойное, тихое благополучие» (там же). Исполнение первичных желаний любви, это требование «Меня должны любить, удовлетворять, причем без каких-либо малейших встречных действий с моей стороны... было и остается», по мнению Балинта, «конечной целью любого эротического стремления. Затем реальность заставляет нас идти окольными путями. Одним из таких окольных путей является нарциссизм: если мир недостаточно меня любит, не дает мне достаточного удовлетворения, то я должен любить сам себя, сам себя удовлетворять. Поэтому наблюдаемый в клинической ситуации нарциссизм всегда является защитой от злого или просто строптивого объекта. Другим окольным путем является активная объектная любовь. Мы любим, удовлетворяем своего партнера, то есть руководствуемся своими желаниями, чтобы он нас тоже любил, удовлетворял» (там же, 91). Из понимания Балинтом любви становится ясным, почему он считает слова Фрейда: «Нахождение объекта — это, по существу, нахождение заново» лейтмотивом своих рассуждений. Внутреннее единение двух любящих людей в моменты «наивысшего удовольствия», в которых чувство реальности почти полностью исчезает, а желания и удовлетворение партнера выглядят идентичными с его желаниями, это «гармоничное скрещение», «конечная цель всего эротического стремления» является, по сути, возвращением в самые ранние дни жизни, чтобы заново обрести «утраченное счастье» (Freud V, 124) единства между матерью и ребенком. Заново можно пережить только то, что когда-то уже было пережито в реальности. Дети, которые не имели возможности развиваться в условиях этого нежного отношения к себе, то есть стать способными к любви людьми, обладающими доверием и сильным Я, должны наверстать самые ранние объектные отношения, первичную объектную любовь в психоаналитической ситуации, в рамках отношений между аналитиком и пациентом, чтобы пережить чувство единства между матерью и ребенком и научиться любить. «Разные авторы пытались описать эти объектные отношения или, точнее, отношения между пациентом и внешним миром. Анна Фрейд (в годы войны) говорила об 'удовлетворяющем потребности объекте'; Гартманн (1939) — о 'среднеожидаемой среде'; Бион (1966).. противопоставлял 'хранилище' ('container') и 'содержимое' ('contained'). Пожалуй, самым изобретательным создателем подобных терминов является Винникотт, который в 1941 году говорил о 'достаточно хорошем окружении' ('good enough environment'), а затем о среде (medium), в которой пациент может вращаться подобно ротору в машинном масле, в 1949 году он описал 'нормально любящую мать' ('ordinary devoted mother'), в 1956 году — 'первичную материнскую озабоченность' ('primary maternal preoccupation'), а в 1960 году — 'поддерживающую функцию' ('holding function') матери. В 1963 году он заимствовал из американской литературы понятие 'облегчающая среда' ('facilitating environment') и использовал его 139