
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПСИХОАНАЛИЗ. Теория психоанализа. Сексуальность защищающим дом от удара молнии». Кроме того, Карен Хорни подчеркивает позитивный для женщины аспект родов; тем самым она рассматривает женскую сексуальность и процесс продолжения рода отнюдь не как вторичное, компенсаторное или регрессивное явление. Сходную позицию отстаивал Эрнест Джонс (Jones 1938), утверждавший, что мужчины-аналитики, по всей видимости, склонились к чрезмерной фаллоцентрированной позиции, что привело к недооценке роли женского органа. Кроме того, он считал, что реальная угроза для женщины заключается не в кастрации, а в отделении от отца. По поводу развития он полагал, что девочка должна выбирать: пожертвовать или своей эротической связью (из-за инцестуозного конфликта) с отцом, или своими женскими качествами. (Из-за чего в таком случае может возникнуть анальная идентификация с матерью.) Джонс вышел за рамки прежних аналитических представлений, установив взаимосвязь между комплексом кастрации и недостаточной сексуальной толерантностью взрослых в целом и отца в частности. Зависть к пенису Фрейд (1925, 1938) утверждал, что у девочки, после того как она обнаруживает, что родилась без пениса, развивается зависть к пенису и что в той или иной мере это является судьбой всех женщин. Он даже заявил (1937), что многие женщины ждут от психотерапии обретения пениса. И хотя постепенно он стал признавать, что эта проблема отчасти является и культурно обусловленной, похоже, ему не хотелось идти в этом направлении. Клара Томпсон (Thompson 1941, 1942, 1943, 1964) подчеркивала культурные компоненты, утверждая, что пенис символизирует власть мужчины — факт, который ни в коем случае нельзя недооценивать с точки зрения позиции девочек в структуре семьи, поскольку они сами здесь чувствуют, что мальчиков больше любят и предпочитают. Бибер и Дреллих (Bieber, Drellich 1959), исследуя женский комплекс кастрации, так же как и мы (Shainess 1964), установили, что у женщины имеется позитивное желание быть женственной. Здесь можно привести также идею Хорни (Horney 1926), что материнство является позитивной креативной способностью женщины, нередко вызывающей зависть мужчины. Что касается комплекса кастрации, то здесь существует чрезвычайно интересная гипотеза, что под влиянием социальных структур и предрассудков женщины, возможно, отождествляют кастрацию с бесплодием, то есть с неспособностью исполнить ожидания, связанные с женской социально важной функцией продолжения рода. В какой мере, однако, отражается теория женского комплекса кастрации или зависти к пенису на возможности психологически здорового развития женщины? Как следует относиться к работе Шассеге-Смиргеля (Chasseguet-Smirgel 1964), содержащей новые представления о сексуальности женщины? В ней, например, постулируется, что женский эдипов комплекс представляет собой особый источник чувства вины. В ней также содержится раздел, в котором приводится толкование, предложенное одной пациентке-врачу: «Иметь профессию — значит иметь пенис, которого она лишила своего отца». Тот факт, что кто-то обладает способностями в несексуальной сфере, рассматривается здесь как некое образование, возникающее в качестве реакции на зависть к пенису. Проявлять способности в других сферах, а не исполнять только функцию продолжения рода рассматривается как нечто нездоровое. Мы не собираемся оспаривать здесь возможность того, что та женщина не совсем здорова, и поэтому относимся к высказыванию как к интерпретации патологического переживания у тяжело больной пациентки. 418