
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПСИХОАНАЛИЗ. Теория психоанализа. Бессознательное тельные тенденции, последствия которых могут быть самыми разными, вплоть до самоубийства, — например, чувство одиночества, заброшенности, мания преследования, мания самоуничижения, неверие в собственные силы и ощущение своей полнейшей ненужности. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК АРХАИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Аспекты, о которых мы до сей поры говорили, показывают бессознательное как продукт индивидуального развития. При этом формирование бессознательного (как вытесненного, как первичного процесса, как развития Сверх-Я) происходит в самом начале истории жизни индивида, в раннем детстве. Понятие Оно в учении об инстанциях также можно вывести из онтогенетического развития; это область физического проявления влечений, причем вначале существует только она одна, а затем из нее развиваются Я и Сверх-Я. Однако результаты наблюдений Фрейда вскоре навели его на мысль, что не все диспозиции и содержания бессознательного могут быть унаследованы в процессе развития. Он полагает, что во многих сферах, прежде всего в сфере эдипова комплекса, уже у маленького ребенка присутствует «своего рода трудноопределимое знание», которое личность не может почерпнуть из своего опыта. «Все становится еще сложнее, если обратить внимание на вероятность того, что в психической жизни индивида могут быть действенными не только содержания, пережитые самим индивидом, но и содержания, полученные при рождении, то есть филогенетического происхождения — архаическое наследие» (XVI, 204). В ранний период развития своей теории (до 1897 года) Фрейд полагал, что причины неврозов лежат в сексуальных травмах ребенка. Его пациенты дружно рассказывали ему случаи совращения в их детстве, которые они тяжко переживали и которые оставили в душе незалеченные раны. Приняв эти рассказы на веру, Фрейд решил, что подобное действительно имело место в жизни пациентов. Однако из письма В. Флиссу (1897) видно, что его вера в реальность этих событий была в какой-то момент поколеблена. Хотя совращение детей и в самом деле происходило нередко, стало ясно, что воспоминания о такого рода случаях чаще всего основаны на фантазии. «Аналитическое исследование., впало сперва в заблуждение, чересчур переоценив роль совращения как источника детской сексуальности и ядра невротических симптомов. Это заблуждение удалось преодолеть, когда мы поняли, сколь необычайно велика в душевной жизни невротиков роль фантазии, которая для невроза куда важнее реальности» (XIII, 220). Поэтому Фрейд отказывается от теории совращения и разрабатывает вместо нее дифференцированное представление о действенности душевных процессов. Теперь он, как ему кажется, может утверждать, что вымышленные воспоминания и представления душевной жизни не менее действенны, чем те, что обращены к реальному душевному переживанию. Реальность фантазий оказывается столь же действенной причиной неврозов, как и материальная реальность; только в отличие от последней ее называют «психической реальностью». «Эти фантазии обладают не материальной, но психической реальностью, и мы понемногу начинаем понимать, что в мире неврозов определяющей является психическая реальность» (XI, 383). Однако психическая реальность опять-таки связана с понятием бессознательного. Хотя в отношении фантазии и бессознательного Фрейд никогда не выражается однозначно, но из его работ видно, что значительную часть фантазий, если не все, он считает «дериватами бессознательного». Это прежде всего бессознательные желания, создающие почву для различного рода фантазий (сновидений, 280