
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
6Е0Д0С1Й. 355 0-с1емъ собралась гроза, Оеофанъ сд^лалъ свой доносъ 22-го апреля, а 25-го апреля било уже конфиденциальное сов^щаше но поводу доноса. На сов^щате были приглашены графъ Головкинъ, адмиралъ гр. Апра-ксинъ, графъ Толстой и синодальные члены—ёеофанъ и три архимандрита: Петръ Смйличъ, Алексей Кондоиди и Рафашгь За-боровсый. ??? посл'Ьдше подтвердили доносъ Оеофава. Между тймъ ?. до ? у сто ъ еще одинъ нетактичный шагъ. 25-го же апреля было освящете новаго корабля; на торжество 9-с]я не пригласили; тогда онъ явился самовольно, чймъ всё были удивлены. Черезъ 2 дня, 27-го апреля, государыня приказала арестовать G-cifl иа его подворье. Знаменательно,что падете новгородскаго apxiepen всеми было встречено съ радостью. Его синодск!е коллеги дали о немъ таюя показан1Я, къ которымъ, кажется, трудно что-либо прибавить. « Отъ самаго начала,—писалъ тверской ар xi епископъ 8ео-филактъ Лопатиншй,—какъ я опред^ленъ вт> Синодъ, увидйлъ преосвященнаго Оеодо-сля всегда бранящаго всякагочиналюдейотъ мала даже до великаго, безъ всякаго исключения, ?арицающаго безумными, нехриет1а-нами, горшими турковъ и всякихъ варва-ровъ, аоеистами, идолопоклонниками—рос-а'йскШ народъ.. Вспоминалъ многажды св. митрополита Филиппа, удавленнаго во дни царя Ивана Васильевича, за которое-де y6icHie искоренилъ Богъ царское его племя, такъ что по немъ ие осталось наследника на царство россШское; а по престав лети блач;. памяти Петра Великаго прибавилъ и то, что-де за разетрижеше Варлаама Овсянникова и ввяпе его за карауль умертвнлъ Богъ такожде Петра Великаго. Доколе что не по его синодальному желанно дЬдалося въ Сенате или въ иномъ правительстве по указу государеву, или слово было о духовномъ штате, онъ, apxien. ОеодоС1Й, сердяся говор в лъ: доколе будетъ , тиранство вадъ церковью, дотоле добра надеятися невозможно. А въ церкви монархии п'Ьтъ и никогда не бивало. Бол^знь-дс государю пришла смертельная отъ без-мернаго жен о неистовства и отъ Вож1яго отмщешя за его посяжку на духовный и монашескШ чинъ, который хотёлъ потребит Излишеял-де его охота къ следованно тайныхъ дйлъ показуетъ «мучительное его сердце, жаждующее крови человече-шя». Архимандритъ Гавршлъ показывалъ: 1 «По смерти б. и в, д. памяти государя говорилъ (беодосШ): я-де по се время всегда думалъ, что mhi оть его рукъ кончина жиг1я будетъ». «Милосерд1я Bosia уже не виднмъ,—говороъ беодосШ по словамъ протопопа Петра,—ничто по духовному регламенту дЪйотвуется; и какому христианству надеяться, все хощетъ быть тиранство; духовная власть весьма изке-могаетъ, не что турецкая вера хощетъ быти, но и въ туркахъ того не делается; не то нравится, что надлежать по св. писашю... и что изъ сего будетъ—нечего добраго ждать». А какъ встречена была судьба 8-с!я вообще въ 1ерархическихъ кругахъ, свид^тельствуетъ «объявлете» о ?-сш казанскаго митроп. Сильвестра (см. у Часто ввча «Оеофанъ Прокоповичъ», прилож. II, изъ дела арх. св. Синода 1731 г., Д» 292). «Вывый развращенный,—писалъ Сильвестръ,—зависти и самолюб1Я исполненный, невскШ архимандритъ и новго-родскШ apxiepea, яко хищный волкъ прокрался въ овечьей коже; только себя лю-билъ, а братш весьма ненавидеть; еще онъ же, по осгрожелчт своему, дненощно вымыжлялъ, какъ бы брату своему пакость сотворити, а иногда искШ, кого бы и по-глотитн». Исчисливши всё «злыя» деяшя 0-с1я, Сильвестръ о немъ заключалъ: «Онъ, злочестивецъ ЯновскШ, онъ же шаленый козелъ, кому подобенъ, что мнопе соблазны предъ народомъ безетыдно творилъ и на пакость многимъ оскорблеше чинилъ, и святыхъ угодниковъ и свягЬйшихъ iepap-ховъ различными хулы ругалъ? И по всему онъ подобенъ древнимъ еретикамъ: Apia безумному и Неоторш гнусному». На слйдствш ?. во многихъ приписы-ваемыхъ ему рйчахъ признался, но оправды-валъ себя тбмъ, что говорилъ то не но злобе, а «отъ глупой ревности». Оть дерз-кихъ словъ, елышаивыхъ Оеофаномъ по адресу Екатерины, онъ сначала отрицался, а потомъ заявилъ, что говорилъ о томъ, что государыня будетъ трусить, «отъ глупости», «въ такой силе, что ныне задабривать сенаторовъ, чтобъ добре дела управляли, а сохрани Богъ, когда въ нихъ какое Hecor.iacie къ добру общему будетъ, тогда духовныхъ станутъ задабривать, чтобъ увещевали къ согласш добра об-щаго». Но ?-сш плохо верили, такъ какъ факты были налицо. Изъ одного аноним-наго письма къ ?-ciio узнади, что онъ говорилъ непристойности по адресу имиера- 21*