
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
270 ЭЕОДОРЪ БОРИСОВИЧЪ. * Веодоръ же вмал-fc посл^ отца своего царская державы насладися, и тако, аки тихъ овенъ на ничто же злобу имуще, скончася; о немъ же мнози отъ народа тайно въ серддахъ своихъ возрыдаша, за непорочное его жвт!е». Оеодора и его мать похоронили на Сретенке въ девичьемъ монастыре св. Варсоноф1я; туда же перевести. я TEao Бориса, шгребенваго въ Архангел ьсеомъ соборе, при чемъ предварительно переложили въ простой деревянный гробъ, Беръ пишегь, что черезъ 1 годъ и S месяца, въ царствование Василия Ивановича Шуйскаго, Годуяовыхъ торжественно перенесли въ Троице-Сер-иевъ монастырь- Гробъ Бориса, приняв-шаго передъ смертью монашество съ именемъ Богодена, несли 20 монаховъ; гробы веодора и Марьи Григорьевны—40 бояръ. За ними следовали въ нечальномъ шествш матери монахини, священники и бояре до Троицкихь воротъ; тамъ бояре с$иш на лошадей, а тела положили на саки. «Во времена же его (пишетъ кн. Хво-ростининъ о веодоре) и предъ смертш отца его быша знамев1я многа комитнаго указаш'я: овогда кокейяьшъ образомъ; овогда две луны, и едина един у побораше; оьогда на царственномъ дворе его въ нощи коегождо часа отъ храма богшгЬпнаго Преобрадатя Спасова и отъ двора его исхождаше светъ, взикашеся на высоту. И тако равумехомъ, яао присЬщеше Бо-;sie отъяся отъ нихъ, и власть малости Бож1я отъиде отъ дому нхъ». У современника сложилось убеждение, что ?. В. и мать его Марья Григорьевна погибли ва грехи Бориса и что «праведная кровь царевича Дмитрия> требовала такой же «чистой крови», а потому въ смерти беодор а видели Божественную кару. Въ вавлючете пркведемъ отзывы о ? Б. кн. Ив. Андр. Хворошшина, кн. Ив. Мих. Каттырева-Ростовскаго и одного хронографа. Кн. Хворостининъ въ своихъ «Сдовесахъ дней царей и святителей Московских^ отдаетъ должное по ихъ заслугами и Борису Годунову, и его сыну беодор у, о которомъ говорить следующее: «Благородный, светлейшй юноша' обра-яомъ же, и саноиъ, и словес еыъ, и отече-скимъ наказашемъ, и книжнымъ почита-н!емъ искусенъ бывъ». Отзывъ кн. Хво-ростинЕна любопыгенъ, кадъ отзывъ челочка, принадлежавшая по нашей тепе- решней терминолоии къ «уападникамъ*. Онъ увлекался польскими порядками и римскимъ католичество мъ, а руссккхъ людей называлъ «дураками», невеждами и недобросовестными, утверждая, что они «сеютъ землю рожью, а звивуть ложью», и составхялъ въ этомъ смысле укорианен-ныя вирши. Въ * Повести» кн. Катырева-Ростовскаго читаемъ; «Царевичъ веодоръ отроча зело чудно, бдаголешемъ цвету щи, яко цве-гъ дивной на селе, отъ Бога пре-украшенъ, яко кринъ въ поле цветущъ; очи имея велики черны, лице же ему бело, млечною белошю блиотаяся; возрастомъ средшй, тйдомъ изобяленъ. Наученъ же 64 отъ отца своего книжному почитанш, во ответехъ дквенъ и сладкорёчивъ велми; пустотное же и гнило слово никогда же иво усгь его исхождаше; о »ере же и о поучети книжномъ со усердиемъ прилежащее- Кн, Кат ыревъ-Росто вскл й принад-дежалъ еъ высшей московской знати XYI— ХТГЕ вв., а по жене (Татьяне беодо-ровке Романовой f 1611 г.) къ видной к влиятельной въ конце XVI и начале ??? в. партш Романов ыхъ. Несмотря на »то, онъ отличается большою объективностью въ своемъ «Ск&занш о смутномъ времени», указывая на достоинства Бориса Годунова и его сына ?. Б. и отмечая недочеты въ характере своего тестя, веодора Никитича Романова (впоследствш naTpiapxa Филарета). Въ Хронографы о ?. Б. сказано; «Тогда ему сузду 10-ти летъ. Аще убо И ЮЕЪ СЫЙ летными ЧИСЛЫ, НО СМЫ- сломъ и разумомъ многихъ превзыде сединами совершен ныхъ: 61 бо зело изучена премудрости я всякого философскаго естественноолов1я, и о благочеспи присно упражяяпюся; злобы жь и мерзости и всякого нечсет отнюдь ненавистенъ бысть; те лесною же добротою возраста и зрака благолепною красотою аки кринъ ш> терши паче всехъ блисташося. Аще бы не тартарный мразъ цвйтъ благородья ого раадробилъ, то мнедъ бы убо быти того плоду чудесиу в'ь добре вся чостбопяомъ»^ Бол;Ье полутора года прошло после смерти ?. Б. к его матери, когда царь Васил1Д Ивановячъ Щуйсгцй, съ сбщаго совета, определилъ звать въ Москву быв-шаго naTpiapxa 1ова для оелтсаго земскаго дгьла. 20 февраля Ховъ явился ипъ своего заточен 1я въ Старицкомъ монастыре, куда былъ отправленъ мятежниками въ 1605 г., цередъ уб]ентш> Б. Въ УспенекШ Со-