
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
400 ХОМУТОВЪ. просвищете и разврата...»), но основной ея взглядъ вполне еоотвЬтствуетъ тому, ¦что позже на эту тему писано Хояяковымъ: въ ней те же строгая требования къ Руси во ими техъ высшпхъ началъ, которыя легли въ основу ея развития и которыя составляясь ея преимущество предъ Западомъ. Въ поэтической форме та же мысль была высказана Хомяковымъ въ томъ же 1S39 г. въ стихотворенш «Россия», начинающемся словами: ? Гордись! тебе льстецы сказали...». Въ сознании важности «светалъ путеводвтельныхъ» церкви Хомяковшиъ былъ составленъ къ началу сороковыхъ годовъ опытъ катехизическаго изложения учения о церкви подъ заглавиемъ «Церковь одна». Здесь онъ определяетъ церковь какъ «единство Божией благодати, живущей во множестве разумннхъ творении, покоряющихся благодати ».Признаки ея—<вв утренняя святость, не дозволяющая никакой примеси лжи», и «внешняя неизменность»—познаются только ею самою и теми, которыхъ благодать призы -ваетъ «быть ея членами». Bhi церкви никто не можетъ спастись, с спасающийся же спасается въ церквп, какъ членъ ея, и въ единстве со всеми ея членами». Въ связи съ этимъ X. исповедуегь необходимость для всей, дорожить единетвомъ обрядовъ, свято блюсти освященный церковью символъ верп, не отвергать нп одного изъ таинстаъ. Такъ какъ «по воле Божией св. церковь, после отделения мно-гпхъ расколовъ и римскаго патриаршества, сохранилась въ епархйяхъ и въ патриар-ществахъ греческихъ», то лишь «тё мо-гутъ признавать себя вполне христианскими, которыя еохраняютъ единство съ восточными патриаршестваыл а ли встуаа-ютъ въ сие единство». Какъ призы въ къ «отторженнымъ детяыъ» вернуться въ лоно православия въ это время написано Хомяковымъ стихотворение <К,йевъ>; предназначавшееся для помещения въ «Киевлянине» М. А. Максимовича, но по цен-зурнымъ соображениямъ тогда не напечатанное. Съ начала 40-хъ годовъ начинается журнальная деятельность Хомякова— прежде всего въ «Москвитянине» М. П. Погодина. Первая большая статья Хомякова въ «Москвитянине» была вызвана указомъ 2 апреля 1842 г. объ обя-занныхъ крестьянахъ. X. приветствовалъ указъ, какъ благое начало, и иредлагалъ свое мнение о томъ, какого рода поЛюбов-выя сделки возможны между вомещикоыъ и крестьянами: съ особою настойчивостью при этомъ онъ выдвигаетъ половничество, съ темъ однако различиеыъ отъ западноевропейская одноименнаго явления, что предлагаетъ половникомъ сделать не от-дельнаго крестьянина, а всю сельскую общину; последняя должна будетъ отвечать за каждаго отдельнаго члена перед ъ помещвкомъ з она же будетъ распределять землю по тягламъ. Въ следующем;. году въ томъ же «Москвитянине» X. налечаталъ «Письмо въ Петербург о выставке», где излагаетъ свой взглядъ на национальный характеръ искусства. Въ 1844 г. въ статье о Глинке X. имелъ возможность снова коснуться той же темы; здесь онъ торжествуешь начало новой эры въ истории русскаго искусства, которая «создаетъ новыя живыя формы, полныя духовнаго смысла въ живописи и зодчестве», д въ которой художники будутъ «вполне русские» и вполне жить русскою жизнью. Статья заключается вос-клицатемъ: «Штъ человечески-истиннаго безъ истинно-народнаго»! Въ основанной Д. А. Валуевыыъ «Библиотеке для воспитания» X, пранялъ также участие, напеча-тавъ въ ней въ 1844 г. «Царя ведора 1оанновича>, а въ 1845 г. «Тридцать летъ царствовашя Ивана Васильевича», статьи, назначавшийся для детскаго чтешя и поэтому мало отражающая личные взгляды Хомякова. Следуетъ отметить, что въ оценке Грознаго X. следовалъ съ Ка-рамзинымъ Курбскому, а въ прикрепле-н!и крестьянъ виделъ ы'Ьру, необходимую не только для облегчения мелкопомест-ныхъ владельцевъ, но и для всего государства. Въ 1S44 г. изыпущенъ былъ Хомяковымъ и небольшой сборникъ стяхотво-рен!й, вызвавший очень резкий отзывъ Бели нскаго, находившаго у Хомякова лишь дарование «слагать громкия слова въ фра-зистыя стопы». Одно изъ стихотворений Хомякова въ это время было переведено на английский языкъ англиканскимъ архи-диакономъ Вильямомъ Пальмеромъ, который въ 1844 г., после неудачи первой своей попытки войти въ общение съ православною церковью, пред принялъ вторичное путешествие въ Россию и на Вос-токъ. X. тогда познакомился съ Пальмеромъ и вступилъ съ нимъ въ переписку,